Выберите аналогичные органы крылья птицы

Контрольная работа «Гомологичные, аналогичные органы» с ответами.

Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Сходство в плане строения гомологичных органов есть следствие общности происхождения. Существование гомологичных структур есть следствие существования гомологичных генов. Различия возникают вследствие изменения функционирования этих генов под действием эволюционных факторов.

Гомологичные органы имеют общее происхождение, но выполняют разные функции: Б) чешуя ящерицы и перо птицы; Г) зубы акулы и кошки; Д) нос обезьяны и хобот слона (хобот представляет собой сросшиеся и вытянутые нос и верхнюю губу); Е) когти кошки и ногти обезьяны

Аналогичные органы — имеют разное происхождение, но одну функцию: А) усы таракана и рыбы сома; В) глаза осьминога и собаки;

Вариант «Г) зубы акулы и кошки» являются гомологичными органами, т.к.

Клеточные ткани будущих зубов берут начало из эмбрионального слоя, эктодермы; зубы не являются костным образованием, однако представляют собой соединение тканей различной плотности и твердости: эмали, дентина и цемента. В процессе эволюции, впервые, зубы появились у акул. Гены, регулирующие развитие зубов у млекопитающих, гомологичны тем, которые задействованы в развитии рыбьей чешуи. Изучение зубной пластины древней вымершей рыбы вида Romundina stellina показало, что зубы и чешуя состояли из той же ткани, которая была обнаружена в строении зубов млекопитающих. Это открытие стало опорой теории о том, что в ходе эволюции зубы получили свое развитие из чешуи.

Раздел: Основы эволюционного учения

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Сравнительно-анатомические доказательства: наличие копчика в скелете человека (рудимент), перо птицы и чешуя ящерицы (гомологичные органы), многососковость у человека (атавизм). Палеонтологические доказательства: филогенетический ряд лошади, отпечатки археоптерикса.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 2.

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.

A) ископаемые переходные формы

Г) единый план строения органов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Читайте также:  Возможные дефекты мяса птицы

Палеонтологические доказательства: ископаемые переходные формы, окаменелости. Сравнительно-анатомические доказательства: гомологичные органы, рудименты, единый план строения органов, атавизмы.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 4.

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) отсутствие хлорофилла у растения

Б) появление кровеносной системы

у древних кольчатых червей

В) видоизменение листочков в усики

Г) видоизменение передних конечностей

Д) редукция пищеварительной системы

Е) появление цветов и плодов у покрыто-

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Источник

Гомологичные и аналогичные органы

Posted on 17.04.2011 by Борис Садыков

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные , так и сходные ).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.

Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные .

Читайте также:  Виа синяя птица 1977 год

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака
Читайте также:  Виды городских птиц маленьких

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Источник

помогите, пожалуйста, с биологией

1. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I. жабры рыбы и жабры рака.
II. крылья бабочки и крылья птицы.
III. усики гороха и усики винограда.
IV. волосы млекопитающих и перья птицы.
V. колючки кактуса и колючки боярышника.

а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV.

Надо выбрать правильный ответ.

2. Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
А. Раскручивание спирали молекулы.
Б. Воздействие ферментов на молекулу.
В. Отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК.
Г. Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов.
Д. Образование двух молекул ДНК из одной.

1.Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:

II. крылья бабочки и крылья птицы. Точно!

III. усики гороха и усики винограда.
V. колючки кактуса и колючки боярышника. Вот тут не помню, не являются ли они гомологами!

г) I, II, III, IV. Структура белка видимо!

Надо выбрать правильный ответ.

2. Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
Б. Воздействие ферментов на молекулу.
А. Раскручивание спирали молекулы.

В. Отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК.
Г. Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов.
Д. Образование двух молекул ДНК из одной.

а мы тоже, типа, в летней школе по биологии?

1.г) I, II, III, IV.
2. А. Раскручивание спирали молекулы.
В. Отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК.
Б. Воздействие ферментов на молекулу.
Г. Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов.
Д. Образование двух молекул ДНК из одной.

Источник

Оцените статью