Четвероногий герой. Выражение характера изображаемых животных
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Форма организации совместной деятельности: совместно — индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение на общей плоскости.
Цель и задачи: продолжение знакомства с анималистическим жанром; дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; развитие творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботиться о ней, ее представителях; графических навыков, мелкой моторики рук; укрепление межпредметных связей (чтение, история, география, биология); воспитание художественной культуры, интереса к истории изобразительного искусства.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, диск, большой лист тонированной бумаги с пятном, магнитная доска, магниты, уголь, привязанный к ветке, большие листы для каждой группы с фамилиями.
Материалы: листы тонированной бумаги, мелки (сангина, соус, пастель и уголь), мокрая тряпочка, клей.
Под музыку идет показ фотоальбома с изображением природы – пейзажи знаменитых художников.
— Природа. Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе. Это пейзажи разных художников.
Но возникает вопрос: у кого учились эти художники?
— Тогда кто же учил первого художника? ( природа )
— Давайте заглянем в мастерскую первобытного художника…
Человек еще не умел строить себе жилище и шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но, уже рисовал.
И как рисовал! В пещерах первобытного человека, а он жил именно там, были обнаружены уникальные рисунки мамонтов, носорогов, лошадей.
Демонстрация слайдов с наскальными рисунками
Это фигуры животных, изображаемых на стенах пещер. Посмотрите, разве не прекрасны его рисунки бизонов? Нас поражает точность линии, грациозность движения животных. Животные изображались в натуральную величину и очень правдоподобно, т.е. реалистично.
Кто же учил рисовать первобытного человека? ( природа )
— Действительно, первым учителем для художника была природа. Он не только всматривался в ее творения, учился видеть окружающий мир, но и брал у природы краски. Посмотрите, какого цвета наскальные изображения?
(красного, коричневого, цвета глины)
Но мы с вами живем в 21 веке, а не в первобытном обществе. И мы знаем о животных немного больше, чем первобытный человек. Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
Демонстрация слайдов с разным настроением у животных
Художники тоже всегда стараются передать их характер и настроение.
— Эту лису изобразил художник – Е. Чарушин. А какая у него лиса? ( злая, испуганная )
— Как художник это показал? (выгнула спинку, оскалилась, ушки пригнула)
— А вот этот же художник изобразил медвежат. А какие по характеру его медвежата? ( трусливые, испуганные, убегающие )
— Как художник это показал? (несутся со всех ног, ротики приоткрыты, как колобки)
— А эту обезьянку изобразил художник – В. Ватагин. А какая у него обезьянка? ( грустная )
— Как художник это показал? (грустный взгляд, руки сложены, сутулость)
Попробуем изобразить характер животных, которых изобразили художники. Это будет мгновение, ваше изображение должно быть неподвижным и беззвучным. Для этого, давайте встанем. Итак, лиса…
— Так как же художники показывают характер животного в своих работах? ( характерные движения, повадки )
характер зверя выражается через движение и форму тела- стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через величину частей тела- большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали- лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
— Скажите, а как называется жанр изобразительного искусства, в котором художники изображают животных? ( анималистический )
— Мир животных величественный и гордый. В одном рисунке художник создает суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный.
Мы выяснили, что животных рисовали с давних времен.
Как же появилось первое изображение, мы можем только догадываться. Может быть, все началось с простого пятна, которое кто – то оставил на скалистой стене, когда вытер об нее грязные от глины руки. Но в свете огня пещеры это пятно показалось первобытному человеку чем – то до боли знакомым, он был потрясен своей догадкой. Взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанес на пятно и рядом с ним несколько линий. И крик изумления раздался, за его спиной на стене был изображен бык. Он выглядел, как настоящий, огромный, могучий, на тонких ногах, рыжий и пушистый.
Нас отделяют от первобытного человека десятки тысячелетий, мы умнее его, умеем писать и считать. Но в одном мы уступаем ему – в умении видеть красоту окружающего мира. Мы с вами просмотрели немало рисунков животных. И сегодня я предлагаю вам пройти школу наскального рисунка самого первого художника. Давайте, изобразим животных, подражая стилю наскального рисунка.
Чтобы усилить образное сходство моего рисунка с наскальными рисунками животных, я предлагаю сделать следующее с бумагой, на которой мне предстоит рисовать. Я ее сомну и расправлю. Правда, похоже на часть скалы!?
Это пятно было получено, конечно же, не из-за того, что кто- то вытер руки, а это я нарисовала его с помощью мелка.
И теперь с помощью угля, который первобытный человек взял из костра, а я в художественном магазине, дорисую некоторые детали.
А так как мы с вами живем, все таки, в 21 веке, то я еще, как и современный художник – анималист, постараюсь показать настроение этого животного через характерные движения, положение тела, выразительные части тела. Мой медведь внимательно всматривается в нас, не охотники ли мы. Теперь оборву очень аккуратно края бумаги, и мой лист превратился почти в настоящий камень.
(На листе, прикрепленном к доске, есть пятно, нарисованное красной охрой. Учитель наносит углем линии ног и рогов, подчеркивает черной линией абрис спины и получается изображение медведя).
Задание : изобразить любое животное, постараться передать его настроение через положение тела, характерные движения в стиле наскального рисунка (веселое, стремительное, угрожающее, трусливое).
- Смять лист и развернуть
- Начать рисовать на шершавой стороне
- Коричневым мелком нарисовать пятно, похожее на какое – либо животное
- Растереть его пальчиком, сделать бархатным
- Углем с помощью линий дорисовать части тела
- Показать настроение или характер животного через положение тела, характерные движения
- Оборвать края листа
- Приклеить на общий лист на свое поле.
- Командиру группы сдать свою «скалу» учителю.
Давайте, рассмотрим нашу коллективную композицию. Что можно о ней сказать?
(Очень красивая получилась работа. Особенно, вот эти фигуры …)
В целом все справились с заданием, а общая композиция усилила красоту каждого рисунка. Глядя на эту коллективную работу, вы можете представить, как красивы настоящие наскальные рисунки, если наше произведение, выполненное лишь как импровизация, производит такое сильное впечатление.
— элементарное соблюдение пропорций,
Источник
Презентация «Выражение характера изображаемых животных»
Характер зверя выражается через движение и форму тела , стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции : большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали : лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей , когти, усы, блеск глаз.
Настоящая лиса изящна, грациозна. изобразил забавную лисичку .
Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
нарисовал художник Е. Чарушин
Это настоящий медведь.
Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит
опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи,
Не подходи! Акварель
Художник : Евгений Чарушин
Художник : Евгений Чарушин
Художник :Евгений Чарушин
В одном рисунке художник В. Ватагин создал суровый и грозный
образ зверя, а в другом – печальный.
В. Ватагин. Пантера. Тушь, перо
На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось
выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным
телом и решительным характером.
А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животное грустным и печальным.
В. Ватагин. Бегемот. Карандаш
Наталья Чарушина-Капустина
Понаблюдай за выражением лица мартышки в басне.
Изобразите животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое .
Что узнали нового на уроке?
Какие художники иллюстраторы помогли нам понять настроение животных?
Где пригодятся нам знания, полученные на уроке?
У меня всё получилось!
У меня не всё получилось,
но работа мне нравится.
Источник
Презентация «Выражение характера изображаемых животных. Живопись»
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
- «Четвероногий герой».
- Исакова Н. Г. – учитель ИЗО и черчения МОУ «СОШ№2 г. Олонца»
- — Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер ?
- Животные, как и люди , бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Мастер Изображения старается передать их характер и настроение.
- — Что Мастеру в этом помогает ?
- Рассмотрим работы художников.
- Рассмотрим работы художников.
- Рассмотрим работы художников.
- Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего
- Кто по веткам ловко скачет,
- Кто влезает на дубы?
- Кто в дупле орешки прячет,
- Сушит на зиму грибы?
- Бородой трясет, Лыко дерет, А лаптей не плетет.
- Лежит — молчит, Подойдешь — заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать дает.
- Белый по белому Написал белым. Рыжая пойдет, Белого найдет.
- Анатомически верные
- Соблюдение пропорций
- Передача движений
- Прорисовка мелких деталей
- Изобразительное искусство, 2 класс, поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой и Н.А. Горяевой под редакцией Б.М . Неменского
Источник