31. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
Сознание – высшая форма отражения. Отражение – один из атрибутов материи. Отражение – способность взаимодействующих предметов воспроизводить особенности друг друга (то есть отражение это внутренняя сторона всякого взаимодействия; то как предметы меняются под воздействием).
Как правило, эти предметы нереальны. (мы ходим босиком по снегу, отражение – следы).
Когда мы что-то изучаем, это отражается в нашей голове. Но это нематериально. Мы обладаем универсальной формой отражения.
Отражение есть в любой форме материи, но они разные в разных формах.
Отражение: в неживой природе, в живой природе, в обществе.
Отражение в неживой природе:
- Оно слито с самим процессом взаимодействия
- Оно носит суммарный характер
- Оно носит эпизодический характер.
- Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции – реакция живой материи.
- Чувствительность — способность к ощущению, являющаяся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»
- Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.
- Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.
Источник
47. Гносеология как фил. Учение о познании.
Раздел который изучает познание называется гносеологией. Познание – это целенаправленная деятельность человека основанная на таком св-ве материи, как отражение. Человек познаёт мир для того чтобы выжить в нём, для того чтобы преобразовать его. Виды познания: 1.Обыденное 2.Научное 3.Религиозное 4.Художественное 5. Философское. Познание своей целью имеет знание. Знание сущ. В двух формах: 1.Субъективное –знание, к-е есть в голове 2. – объективное реальное. Чел. получает знание через органы. Научное познание отлич от обыденного целым рядом особен.: 1. В науке изучается особая область образований. 2.В науке изучение объектов или области не зависит от исследователя, понимается, как существующее по своим з-ам. 3.В науке сущ. Система специальных языков и методов. 4. Наука обладает специфич. Способами обоснования истин. Знания. В отличии от обыденного знания науку интнресует 1. Общее необходимое. 2.Н. принебрегает индивидуально необходимым. 3.Н. требует подтверждения либо логического док-ва. Наука сложный социальный институт, который складывается из 3 частей: 1.сообщество учёных занятых 2. парадигма науки – это деятельность учёных занятых поиском истины по определённым путям; 3.результат научной деятельности. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое позна-ние — это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Важнейш. методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с пере-ходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состо-ит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследова-теля. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исску-ственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависи-мость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил, определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек., спин. — врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
49. Общество как предмет фил. Анализа.
Общество создано чел. и потоиу что чел. высшая ступень эвалюционного развития природы. Общество является высшей ступенью эволюции природы. Однимиз первых фил. Был Платон (общество – множество людей) Выше такого определения античность подняться не сумела. Абстрактно общество понимают и фил-фы 17-18вв. которые развивая теорию общественного договора говорят о двух стадиях естественного и договорного устройства общества. Лишь марксизму к середине 19в. удаётся более глубоко понять сущность общества. Маркс определяет в Капитале общество как систему связей между людьми. Он намечает 2 формы связей, отношений. В 20в. исследования культуры дали основание говорить о том, что существует 3 вида связи людей. Общество – это высшая форма развития природы, система связи людей, сложившаяся исторически, превращающая общество в самый сложный механизм, функционирующий по своим социальным законам. Общество – это высшая форма развития природы, система связи людей, сложившаяся исторически, превращаюшая общество в самый сложный механизм, функционирующий по своим социальным законам. Разделение людей по группам во многом обусловлено историческими причинами, но в большей степени разным отношением к власти. Общественная идеология – это рационально логическое образование – это идеи взгляды, убеждения. Общественная идеология формируется у людей не стихийно, она возникает в сознании в результате обучения, воспитания. Ни политическая ни материальная деятельность людей не разделение людей на группы не бывает без симбиоза психологии и идеологии.
Источник
29 Природа отражения. Эволюция форм отражения в живой природе. Сознание как высшая форма отражения действительности
Отражение – всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа: а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка, б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов; живая природа: а) отражение активно, б) оно всегда целенаправленно, в) оно может носить опережающий характер, г) оно несет функциональный характер. Общие свойства отражения а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т. к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.
Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека – вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание — внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание – одно из воплощений всемирного разума, впервые рассматривает социально-историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
В психике животных заложены истоки человеческого сознания, имеются элементы конкретного мышления. У животных психика – продукт биологического развития, человеческая психика – результат биосоциального развития. У человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы сигнализации действительности словом. Помимо ощущений, восприятий и представлений, компонентами человеческой психики выступают также абстрактное мышление, эмоции и воля.
Социальная природа сознания. Культура и коммуникация как условия становления развития форм сознания.
Возникновение сознания связано с формированием культуры с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Сознание выполняет функцию соц. памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информац. отражения накопленного опыта. Оно носит характер оценки ситуации, целенаправленного отражения действительности и управления деятельностью. Сознание — продукт природы и общественного развития. Мозг — лишь возможность человеческого сознания. Она превращается в действительность в коллективе. Цели и содержание деятельности сознания задаются не мозгом, а соц. образом жизни человека, прежде всего трудовой деятельностью. Среда (социальная, природная) и труд — главные условия, предпосылки формирования человека и его сознания.
Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, свойство не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи (человек, выросший в стае животных не становится человеком). На становление человека и человеческого сознания оказывают влияние соц. условия:
1. подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта преобразования мира 2. огромная роль в формировании личности — биологич. программа наследования. Если упущен момент в формировании способностей и навыков детерминированных наследственно, то никакой процесс социализации не сможет воспитать полноценную личность. Таким образом в формировании человека играют роль 2 программы: биологическая и социальная. Общественный характер сознания обусловлен тем, что: 1. оно — продукт общества, социального, материального производства, познавательной, художественно-эстетической и др. деятельности общества, человека, всех предшествующих поколений людей. 2. Оно формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. 3. оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материальных формах естественных и искусственных языков, определенного понятийного аппарата, приемов и законов мышления и мыслительных операций. 4. Источником, основой бытия сознания является общественно историческая деятельность людей, практика; оно единственно возможно в саморазвивающейся системе «общество-индивид» 5. Язык — система содержательных, значимых форм, посредством которой мысли отдельных людей превращается из их личного достижения в обществ.
Источник