«Диалоги о природе»
Два немецких художника разных веков сравнили свои представления о нерукотворной красоте
В Мультимедиа Арт Музее на Остоженке открылась выставка для любителей внимательно всматриваться в миниатюрные шедевры природы: соцветия, семена, шишки и бутоны. «Диалоге о природе» ведут два немца: фотограф Карл Блосфельдт, умерший в 1930-е, и ныне живущий рисовальщик Эккехард Велькенс.
Карл Блосфельдт «Зимний хвощ. Сечение стебля, увеличенное в 30 раз». Фото: Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Карл Блосфельдт в начале ХХ века делал снимки самодельной деревянной камерой, а получившиеся фотографии использовал на занятиях по рисованию (он был профессором Берлинского колледжа искусств). Каждую почку, побег или семечко он увеличивал в пять, а то и в 30 раз и обнаруживал изящную структуру, не замечаемую торопливым взглядом. Свои находки он тщательно каталогизировал — в этот момент фотограф превращался в ботаника: научное название каждого растения, место находки, фаза цветения.
Итоговый альбом Блосфельдт назвал «Виды искусства в природе», или «Прототипы искусства». Действительно, стоит отстраниться на шаг, и не верится, что изображенное создано не руками человека. Например, «Зимний хвощ, увеличенный в 12 раз» — точь-в-точь многоэтажная Вавилонская башня. Сечение стебля зимнего хвоща, если его увеличить, как Блосфельдт, в 30 раз, показывает строение турбины или сложного подшипника.
Фото: Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Молодые побеги конского каштана, увеличенные в 12 раз, похожи на языческих божков: невозможно отделаться от чувства, что на тебя с потусторонней улыбкой смотрят изваяния неведомых идолов из Музея Востока. Впрочем, другому зрителю здесь почудится и интимная часть мужского тела.
Иногда структуры растений ассоциируются с частями неживой природы: например, лист камнеломки, увеличенный в восемь раз, показывает правильную структуру изящной снежинки.
Зрители разделили восхищение фотографа природными формами: альбом Блосфельдта стал бестселлером.
— Именно работы Блосфельдта мне хотелось бы повесить дома, — сказала «Известиям» на открытии выставки директор музея Ольга Свиблова. — Они успокаивают и сосредотачивают, в них можно бесконечно вглядываться. Очень частное фотограф доводит до общего, сводит детали к единой теме. Мы можем изобрести нанотехнологии и бомбы, но не можем создать такую же красивую шишку.
Эккехард Вилькенс «Два лисенка». Фото: Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Соотечественник Блосфельдта Эккехард Велькенс так же тщательно, с близким к маниакальному упорством воспроизводит ракушку, листок, набухшие почки. Вложения труда у художника ХХI века возрастают геометрически: в отличие от предшественника, он принципиально не пользуется современной техникой, возвращаясь к бумаге ручной работы и карандашу. Неделями он может медитировать над растением.
Эккехард Вилькенс «Волнистая улитка». Фото: Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Правда, на безмолвный диалог с внимательным немцем способна в основном уже отжившая природа. Если дубовые и кленовые листья — то сморщенные и дырявые, если стервятник — то дохлый (в каком ракурсе валялся, в таком и запечатлели, здесь нет научного анатомического интереса, и головы, например, не видно вовсе), если «три вида жабы» — то наполовину мумифицированные. Работа «Два лисенка» и вовсе огорошивает: два голых, беззубых, покорябанных черепа на белом листе. Это уже не лисята, да и разве современный горожанин отличит череп лисенка от черепа, например, козленка?
Для российского художественного мира парадоксально, но в списке выставочных площадок Велькенса — множество немецких монастырей и соборов.
С изучения семенных коробочек васильков и крапивы начинается международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии–2013». Природа, оставаясь вне времени, задает тенденции и создает моду. Как подчеркивает Ольга Свиблова, ударение в названии фестиваля следует ставить не на моде, а на стиле: мода меняется слишком быстро, а стилями, с одной стороны, отсчитывают эпохи, с другой — новый стиль под силу сформировать единственному художнику. Фестиваль ориентирован на исследование тенденций и объединит более 60 выставок, сконцентрированных на нескольких площадках: в Мультимедиа Арт Музее (здесь экспозиции сменятся дважды), в Манеже, в фонде «Екатерина», в Галерее искусств Зураба Церетели и в Музее современного искусства в Ермолаевском. Особенно активные любители фотографии смогут успеть увидеть все.
Выставка «Диалоги о природе» открыта до 17 марта.
Источник
Выставка диалоги о природе
23 мая — 20 июня
Для входа на выставки и экспозиции музея необходимо:
- QR-код или отрицательный ПЦР-тест действительный в течение 48 часов.
- Документ, удостоверяющий личность.
Вниманию зрителей будут представлены работы Заслуженного художника России Паршкова Алексея Андреевича. Автор создает жанровые картины, натюрморты, пейзажи, портреты, условные и абстрактные композиции, принадлежит к числу основателей южнороссийской школы живописи.
Одним из любимых жанров художника является натюрморт. В его творческом наследии много лирических женских портретов. Он создал своеобразную иконографию образов – кубанских «мадонн».
Пронизанные теплотой полотна излучают энергию, которую невозможно не прочувствовать, только взглянув на них. Перед зрителями раскроется целый мир метафор, связанных с землей, простыми деревенскими радостями, с рождением самой жизни и её пленительной красотой.
Источник
Диалоги о природе
Карл Блосфельдт (1865-1932) делал снимки самодельной деревянной камерой, а получившиеся фотографии использовал на занятиях по рисованию, которые он вел как профессор Берлинского Колледжа Искусств. Сам он видел себя не фотографом, а скорее исследователем, тщательно изучая растения и находя в них ранее не замеченные детали, симметрии которых он открывал с помощью камеры. В архиве Блосфельдта сегодня можно увидеть несколько сотен изображений, хотя предполагается, что он за свою жизнь сделал около 6000 фотографий растений.
Рисунки Эккехарда Велькенса, художника, работающего в наши дни в городе Айфеле, выглядят именно как старинные иллюстрации к естественнонаучным трактатам. Дырчатая лёгкость базальта, шершавая корка рога, хрупкость сухого листка, оперение мёртвого канюка — всё это с чрезвычайной отчётливостью изображено на его рисунках. Любая форма материальности, любое пространственное различие, любая точка перелома, любой признак начинающегося разложения — всё превращается у Велькенса в рисунок. Художник с невероятным упорством миллиметр за миллиметром прорабатывает тончайшие нюансы тона, и в то время как с помощью фотоаппарата тот же объект можно скопировать за считанные секунды, это представляется почти анахронизмом. В современном мире время стало редким и особенно драгоценным богатством, однако у Велькенса работа над одним рисунком может занимать от нескольких дней до месяцев.
Источник