Лаб. 5
3. Обратите внимание на форму тела. Туловище птицы достаточно компактное, обтекаемой формы. Обтекаемость телу птицы придает перьевой покров. Как вы думаете, какое значение имеет обтекаемая форма тела?
Обтекаемая форма тела уменьшает сопротивление и облегчает полёт .
5. Рассмотрите конечности. Передние конечности преобразовались в крылья и обеспечивают полет. Чем покрыты передние конечности?
Передние конечности покрыты перьями.
Перьевой покров придает телу обтекаемую форму .
Маховые и рулевые перья необходимы для полёта .
4 пальца на ногах: 3 направлены вперёд, 1 — назад.
Они покрыты роговыми чешуями.
8. Перечитайте ваши записи и обозначения рисунков. Обобщите результаты наблюдений. Заполните таблицу.
Отдел тела | Органы отделов тела | Особенности строения | Выполняемые функции |
Голова | клюв | надклювнье и подклювное | захват и дробление пищи |
восковица | вздутая белая кожа | осязание | |
глаза | верхнее и нижнее веко и летательная перепонка | зрение | |
ушные отверстия | слух | ||
Шея | — | 9-25 позвонков | подвижность головы |
Туловище | крылья | пояс передних конечностей, скелет передних конечностей, оперение | полёт |
ноги | пояс задних конечностей, скелет задних конечностей, роговой покров | перемещение по земле | |
Хвост | — | хвостовые позвонки и веер перьев | рулевая |
9. Сделайте вывод о приспособлениях к полету во внешнем строении птиц.
Вывод: В связи с полетом у птиц в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:
- передние конечности — крылья;
- перьевой покров делает форму тела обтекаемой, помогает взлёту;
- вырост грудины — киль.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
Источник
Физические особенности полета птиц
Автор: Головина Татьяна, 17 лет. Ученица Коммунального государственного учреждения «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Педагог: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Описание: Данное исследование будет полезно школьникам, учителям физики и биологии.
Назначение: исследование можно рекомендовать для дополнительного чтения по предметам физика и биология, кроссворды можно использовать на уроках, а также при проведении внеурочных мероприятий.
В данной работе рассматриваются особенности жизнедеятельности птиц: способность летать, сохранять энергию, ориентироваться в пространстве, справляться с перегрузками. Эти способности уникальны, каждую из них может объяснить определенный раздел физики. Понимание механизма протекания данных процессов позволяет человеку перенести знания о природе в практическую плоскость и применять их в жизни. Знание особенностей полета привело к созданию большого количества разнообразных летательных аппаратов.
Цель: объяснение механизма полета птиц.
Задачи:
Образовательные: прививать интерес к науке, чтению.
Развивающие: развивать внимание, воображение, умение анализировать.
Воспитательные: воспитание экологической культуры и понимания взаимосвязи природных явлений.
Одна из самых завораживающих особенностей птиц – способность летать. Объяснить эту способность помогут законы механики.
Изучая особенности крыла, выяснили следующее: есть внутренняя часть (запястье), которая приводиться в действие мускулами плеча и расположена приблизительно посередине крыла; и внешняя часть, которая является продолжением крыла от запястья.
Над запястьем есть группа перьев, называемая крылышком. Между ними и крылом есть свободное пространство. Это группа перьев отвечает за взлет и приземление.
Птица взлетает не только за счет мышечных усилий, которые обеспечивают взмахи крыльями вверх. Раньше считалось, что таким образом она отталкивается от воздуха. Но воздух — не плотная среда и оттолкнуться от него сложно.
Оказывается при взмахе крыльев часть перьев птицы на доли секунды разворачивается под прямым углом к телу птицы и крылу, образуя пропеллеры.
Так как у перьев на конце крыла опахало тоньше с передней стороны, то при движении пера создается закручивающая сила. Перо жесткое в основании и гибкое в конце; когда птица опускает крыло, давление воздуха на широкую стороны опахала поворачивает перо вверх, закручивая в пропеллер. Следует помнить, что крылья не прилепляются к кости крыла неподвижно, а крепятся к широкой и гибкой перепонке.
Это дает свободу каждому перу. Птица может задействовать два пера в качестве пропеллера или девять в зависимости от желаемой скорости полета.
Внутренняя часть крыла отвечает за нужный для полета угол, обеспечивающий подъемную силу. При взмахах, поворачивая перья, птица снижает давление над крылом, а давление снизу, называемое подъемным, позволяет ей взлететь. Давление на переднюю стенку крыла для успешного взлета так же должно быть меньше чем на заднюю.
После взлета внутренней части крыла нет необходимости двигаться, она сравнима с рычагом для наружней части крыла, если птица меняет ее положение, то регулирует скорость своего полета. Хвост птицы служит рулем, он поворачивается в любую необходимую сторону, при взлете же он служит дополнительной плоскостью для подьема. Кости птиц очень легкие и эта природная особенность объясняет незначительную силу тяжести, которая птица преодолевает при взлете.
При перелетах стаями, птицы умело используют средства уменьшения сопротивления воздуха.
Самая сильная птица летает впереди. Воздух обтекает ее под определенным углом. Взмахи крыльев этой птицы порождают воздушную волну, которая переносит некоторую энергию. Если летящая следом птица попадает в эту воздушную волну, ей нужно прикладывать минимум усилий для полета, так как в этой волне сопротивление воздуха минимально. Этим же можно объяснить сопровождение птицами самолетов. Они летят за самолетами для уменьшения затрат энергии на полет, увлекаемые потоками воздуха.
Взмахи крыльев птиц в летящей стае совершаются в резонанс, а если соединить концы крыльев птиц воображаемой линией, то в фиксированный момент можно наблюдать синусоиду
Морские птицы для облегчения полета используют энергию морских волн. Над гребнем морской волны возникает поднимающийся вверх воздушный поток. Птица, влетая в него, может без усилий подняться вверх, затем она начинает падать, пока не попадет в поток воздуха следующей волны. Особенно часто таким способом перемещаются альбатросы.
Многие птицы сопровождают морские суда. От работающих двигателей через трубы в воздух над кораблем идут потоки теплого воздуха, попадая в эти потоки, птицы уменьшают свои энергозатраты при полетах.
У земли конвекция помогает птицам взлетать и затем парить высоко в небе.
Воздух у земли (особенно весной и летом) прогревается сильнее и образуются восходящее воздушные потоки.
Расправив крылья, поддерживаемая этими воздушными потоками, птица без усилий поднимает вверх. Крупные птицы при подъеме используют движение по винтовой линии, что позволяет получить значительную скорость и уменьшить прикладываемые усилия, так как облегчается закручивание меховых перьев в пропеллеры.
Кроме полета законы механики птицы используют в плавании, но это уже другая история.
Верные ответы:
1В(слова: тяжести, Архимеда, подъемная)
2А(слова: хвост, голова, крылья)
3Б(слова: клин, рычаг, блок)
Источник
Помогие сделать вывод по биологии
в воздухе их должна удерживать сила, противодействующая силе тяжести. Эту противодействующую силу создает крыло. Оно у птиц не плоское, как доска, а выгнутое. Это значит, что струя воздуха, огибающая крыло, должна пройти по верхней стороне более длинный путь, чем по вогнутой нижней. Чтобы оба воздушных потока достигли оконечности крыла одновременно, воздушный поток над крылом должен двигаться быстрее, чем под крылом. Поэтому скорость течения воздуха над крылом увеличивается, а давление уменьшается.
Разность давлений под крылом и над ним создает подъемную силу, направленную вверх и противодействующую силе тяжести.
Подъемная сила зависит от величины и формы крыла. Также важны и скорость, с которой воздух обтекает крыло, то есть скорость встречного воздушного потока, и угол, под которым поток воздуха достигает переднего края крыла. Изменяя угол наклона крыла (в авиации его называют углом атаки) , птица может влиять на подъемную силу. Если она повернет крыло слишком круто относительно направления воздушного потока, то струя воздуха как бы отрывается от крыла и птица начинает падать. Одновременно с падением происходит торможение полета перед приземлением, так как при этом увеличивается лобовое сопротивление крыла.
Птицы способны к полету. Полет птиц обладает такими качествами, как необычайная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км) которые еще пока недостижимы в авиации.
Если птицы способны к полету, вероятно у них имеются особые приспособления.
Источник