История взаимоотношений человека и природы доклад
Одной из самых характерных черт развития человеческого общества является тесная связь человека с природой. Эти отношения проявлялись издавна и не только на уровне чисто потребительском, хозяйственном, но и в плане культурном.
Хозяйственное отношение человека к природе состояло в умении использовать ее плоды, т. е. практически в эксплуатации природных источников. С точки же зрения отношений культурных природа и ее творения всегда представляли для человека неисчерпаемый источник вдохновения и творчества. Объем и содержание этих отношений изменялись по мере развития человеческого общества. Уже на самых первых, самых примитивных ступенях развития человеческой культуры наряду со свидетельствами решения проблем материального существования можно видеть и проявление зачатков первобытного общества и его искусства, черпавшего свои сюжеты в значительной степени из области природы.
Конкретные мерила потребительской ценности сада, а, следовательно, и функциональные задачи садового пространства, также изменялись по мере развития человеческого общества.
Высокий уровень садового искусства в античный период базировался на исключительно развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. В летнее время их жизнь практически и днем, и ночью происходила во внутренних двориках. Потребность охлаждать и увлажнять жизненное пространство в жарких южных странах привела к тому, что уже в далеком прошлом непременной принадлежностью жилища и его окружения были каскады, бассейны и фонтаны, ставшие потом характерными чертами садов юга.
Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. Деление это было большей частью чисто механическим, как и форма симметрично расположенных зеленых участков. Поэтому в таких садах мы не чувствуем_внутренней художественной связи между отдельными элементами. Готическое понимание сада как собрание декоративных или полезных в хозяйственном отношении растений проявляется и в отношении к прилегающим помещениям и строениям. Сам по себе сад еще не создает художественную часть ансамбля, ему, пожалуй, отведена пассивная роль по сравнению с остальными компонентами окружающей среды.
Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. В соответствии с возникновением новых тенденций в развитии мысли, проявлением которых было стремление личности к свободе и радостям земной жизни, изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках.
Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков, и ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками. Значительно увеличиваются и территории городских садов.
Изменения во взглядах на роль садов в эпоху Возрождения связаны в основном с усилением их общественной функции: они становятся местом приема гостей, встреч и празднеств. Их красоту ищут и видят поэтому не только в отдельных садовых деталях, но и в целостной композиции. В связи с этим для художественного решения садов эпохи Возрождения, в отличие от прошлого, характерным становится стремление к созданию ансамбля, эстетическое влияние которого рассматривается как единое целое. Основным художественным критерием становится ритмичная расчлененность сада. Для этого используются аллеи, дорожки, различные строения и геометрическое расчленение площадей. В соответствии с этими тенденциями предпринимаются и первые попытки к созданию функциональной взаимосвязи дома и сада. С целью конкретного выполнения общественной функции садов строят беседки, лоджии, бассейны и т. п. Следовательно, Возрождение в рамках определенных экономических и общественных условий по-своему подготовило почву для последующего развития садоводства.
Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующим образом обработанные участки прилегающих территорий, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом, например, путем устройства аллей, тропинок и т. п. Речь, таким образом, Идет о принципе, который в определенной мере сохранился до настоящего времени. Здания составляют единое композиционное целое с садом. При всей многоликости решений взаимосвязь ансамбля зданий и окружающей среды и сегодня является обязательным условием при закладке новых садов. Здесь могут быть уместны различные варианты использования контрастов, совершенство орнаментального декорирования, формирование зеленых насаждений в виде различных геометрических фигур, использование воды в разных вариантах, а также мастерское решение террасовидных склонов и обширных зеленых площадей.
События в социально-экономической жизни общества в конце ХVIII века означали конец длительного периода Феодализма. Они проявились, помимо всего прочего, и в пересмотре взглядов на существовавшие до той поры принципы разбивки и закладки садов в стиле барокко. Общественная мысль выступает против закостеневших оков старого этикета. Особенно ярко это проявляется в учении французского философа Руссо, провозгласившего возврат к природе, что в известной степени можно рассматривать как определенное предвестие формирования нового понимания искусства садоводства и взаимосвязи человека с природой вообще.
Однако путь к этому новому пониманию красоты природы не был простым. Прежде всего он был отмечен тенденциями романтизма, что особенно в раннем его периоде сказывалось в композиционном включении в сады искусственных руин, скитов, египетских пирамид или турецких минаретов. Так, сады становятся коллекцией курьезов в ущерб благородству всей композиции.
Приближение сада к природе произошло также и благодаря знакомству с китайским искусством садоводства, прямо основывающимся на принципе свободы природы. Но и этот источник сам по себе не мог еще в полной мере удовлетворить потребностей вновь формировавшегося общества, поскольку был чересчур перегружен символикой природы. Сад, таким образом, представлял собой определенную совокупность этих символов, а не был формой выражения природы, служащей новым потребностям человека.
Источник
Человек и природа — примеры связи и значение природы для людей
Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.
Как природа влияет на человека?
Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.
Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.
Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.
Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.
Как человек влияет на природу?
Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.
Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.
В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.
Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.
Подведение итогов
Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.
Источник