Взаимодействие общества природы урок

Методическая разработка урока по географии на тему:»Взаимодействие общества и природы» (10 класс)

Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления

Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая;

Методы и приёмы работы: репродуктивный : беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый: работа с географическими картами, решение практических задач; работа с компьютерными тестами (ЭОР)

Необходимое техническое оборудование: таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал для показа, презентация, компьютер, проектор, материалы СМИ

Урок личностно-ориентированной и развивающей направленности:
поэтапного формирования умственных действий, совершенствования общеучебных умений и навыков, проблемного обучения;
Ход занятия:

1.Организационный момент организация работы в классе.

1 элемент: Организация восприятия и первичное осмысление (учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки): фронтальная работа , индивидуальная работа, попутное конспектирование.

1.Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.

1.Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.

Каждый учащийся получает для работы на уроке «навигатор» по каждому элементу. Приложение №1.

— Объясните, что такое «природа», «общество»?

— Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

— Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).

Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.

Читайте также:  Визитная карточка этой природной зоны

Биосфера – «живая оболочка Земли» — часть природы, населённая живыми организмами.

Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.

Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.

Окружающая среда — среда обитания человека и существования человеческого общества.

Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.

Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т.д.)

— Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)

Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды . (запись в тетрадь)

2 элемент:

1.Глубокое осмысление сообщение учащегося (предварительное индивидуальное задание) с попутным конспектированием в тетради, беседа

Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:

а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.

б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.

в) кризисное — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое – начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.

1.Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса :

Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса ?
(Ребята дают предварительные ответы)

1.Запоминание и выборочный контроль Разрешение проблемной ситуации эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения «Изменения в природе под влиянием деятельности человека» (сворачивание информации в логическую цепь). Приложение №2.

Источник

Читайте также:  Внутренняя обезьяна двойственная природа человека

Взаимодействие общества и природы

Урок дает представление об особенностях взаимодействия общества с природой. Учащимся предстоит ознакомиться с экологическими проблемами, связанными с нерациональным потреблением природных ресурсов. А также на уроке вводятся понятия «географическая среда» и «окружающая среда».

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Взаимодействие общества и природы»

Взаимодействие общества и природы

В последнее время очень часто можно слышать такое понятие, как географическая среда. Оно очень схоже с понятием «природа», но по смыслу последнее имеет более широкое значение.

Географическая среда – это часть земной природы, с которой непосредственно взаимодействует человеческое общество на данном этапе исторического развития. Она возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием деятельности человека. Географическая среда – это необходимое условие для деятельности человека. Она оказывает влияние на ресурсообеспеченность, на среду обитания человека, его духовный мир, поведение и характер.

При оценке роли географической среды в жизни общества существует два полярных мнения. Одно из них – географический детерминизм. Это мнение связано с преувеличением роли географической оболочки на жизнь общества. Суть географического детерминизма заключается в том, что общество может развиваться настолько успешно, насколько это ему позволит природа. Наиболее широкое распространение это мнение получило в 18-19 веках. Шарль Монтескье в своей работе «Дух законов» наиболее последовательно разработал концепцию географического детерминизма. Он полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии».

Другое полярное мнение о роли географической среды называют географическим нигилизмом. В отличие от географического детерминизма географический нигилизм заключается в недооценке роли географической среды на жизнь общества. Пожалуй, наиболее ярко позицию географического нигилизма выражают слова известного советского биолога Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Как показывает практика, оба этих мнения приводят к отрицательным последствиям.

Читайте также:  Антоновка луговая клубника ароматы природы

Наряду с понятием «географическая среда» часто употребляется понятие «окружающая среда». Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человека, включая антропогенную и природную среду. Это понятие не следует путать с понятием «окружающая природная среда», так как последнее употребляется только тогда, когда речь идет только о природной среде.

На протяжении всей своей истории человеческое общество взаимодействовало с окружающей средой. В ходе такого взаимодействия между ними происходит обмен веществ. С начала 20 века во взаимодействии общества и окружающей среды начался качественно новый этап, который характеризуется резким возрастанием давления человека на окружающую среду. Это проявляется в ускоренном превращении природных ландшафтов в антропогенные. Например, большая площадь таких земель занята под городами и населенными пунктами, дорогами, вырубками лесов, добычей полезных ископаемых, созданием рекреационных зон и так далее.

Существует множество полярных мнений о степени освоенности обществом географической среды. Одни ученые считают, что на земной поверхности практически не осталось нетронутых земель, т.е. практически все природные ландшафты стали антропогенными. Другие же высказывают не такие категоричные мнения. По подсчетам русских ученых антропогенные ландшафты занимают примерно 60% площади суши, а 20% из них составляют антропогенные ландшафты, которые преобразованы коренным образом. В разных регионах мира эти проценты различны. Наиболее преобразованные ландшафты находятся в Европе. Здесь нетронутые земли можно найти разве что только на островах Шпицберген и высоко в Альпах. В России же, наоборот, количество нетронутых земель составляет примерно 50-60% площади всей страны. Она занимает 1-е место в мире по количеству так называемых «диких» земель.

К сожалению, в настоящее время антропогенное воздействие на природные ландшафты увеличивается с новой силой. Все более остро ощущаются вопросы рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Поэтому, в настоящее время перед обществом стоит важнейшая задача – сформировать мнение о природе и окружающей среде как о важнейшей среде обитания человека, от которой зависит и вся его жизнедеятельность. Необходимо помнить о том, что природу необходимо беречь, а для этого, в первую очередь, необходимо найти те рациональные звенья во взаимодействии общества и природы, которые позволят достичь этой цели.

Источник

Оцените статью