Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Взаимосвязь в природе»
Цель: сформировать представление детей о взаимосвязи животного и растительного мира в природе.
• продолжать знакомить детей с животным и растительным миром;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Взаимосвязь в природе“» размещена в разделах
• расширить и систематизировать представления детей о применении «экологических знаков» в природе.
• познакомить детей с взаимосвязью : растений, насекомых, птиц и животных. Расширить их кругозор.
Развивающая: развивать память, речь, мышление, интерес к занятию, быстроту и правильность ответа на поставленный вопрос.
Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к животному и растительному миру, желание научиться их охранять.
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций (растения, насекомые, птицы, животные, картины-схемы, схемы экологических знаков, чтение природоведческой литературы, заучивание стихов о насекомых, птицах, животных, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов.
Оборудование: схемы экологические знаки (разрешающие и запрещающие, предметные картинки (божья коровка, паук, волк, сова, картина-схема взаимосвязь растений, насекомых, птиц, животных, лист бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент, привлечение детей к педагогу.
Дети входят в группу под звуки природы (квакают лягушки, поют птицы, жужжат пчёлы, рычат животные) (Садятся на палас).
Воспитатель: Ребята, кого по звукам вы угадали?
Воспитатель: Послушайте загадку: есть у ребят зелёный друг, весёлый друг, хороший.
Он им подарит сотни рук и тысячи ладошек (лес)
Ребята, кто знает стихотворение о каком-нибудь растении?
Ребёнок читает стихотворение «Ландыш»
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу рассказ, который называется «Природа – наш дом». Внимательно послушайте, а потом ответите на мои вопросы.
«Природа – наш дом»
В один из летних дней вся семья: папа, мама и Артём отправились отдыхать на природу за город. Нашли красивое место на поляне и стали устраиваться. Папа с Артёмом пошли искать дрова для костра, но по близости дров не оказалось и они стали рубить молодые деревья и вокруг растущие кусты, в общем всё, что горело и попадалось им под руку. Мама, так радовалась красующимся цветам на поляне, что решила оборвать их все. Цветы уже не умещались у неё в руках, тогда она бросила букет на траву и продолжала дальше рвать цветы. Потом мама позвала всех обедать. Артём кушал не аккуратно, постоянно что-то швырял в траву: бумажки, банки, отходы от пищи. Мама с папой даже этого и не замечали. После обеда папа с мамой отправились на речку, а Артём решил поиграть на поляне. В траве он нашёл ящерицу и оторвал у неё хвост. Потом он увидел на цветке красивую бабочку и не долго, думая, вдарил по ней кепкой. Бабочка упала, цветок сломался, Артём пнул их ногой и побежал дальше. По дороге он нашёл муравейник и большую палку, в один миг мальчик расковырял палкой весь муравейник. Ему было так интересно смотреть на маленьких испуганных муравьёв, которые разбегались в разные стороны. После купания и проделак Артёма все стали собираться домой. Мама взяла букет уже завявших цветов и протянула папе, а он сказал: «Не беда, в следующий раз нарвём ещё больше букет, их здесь много и бросил цветы в кучу с мусором. «Всё пора домой, ну я бы каждый день сюда приезжала» — сказала мама.
Вопросы к детям: -Перечислите ошибки, которые допустили во время отдыха на природе Артём, мама и папа? Почему вы считаете, что это ошибки?
— Что лучше: чтобы Артёма семья отдыхала на природе каждый день или только по выходным?
— Как будет выглядеть поляна, если Артёма семья посетит её десять раз?
Звучит музыка, заходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята! Я так спешил к вам, бежал через лес очень боялся, и по дороге потерял картинки с изображением экологических знаков. Теперь вот не знаю, что делать?
Воспитатель: Не расстраивайся Незнайка, мы с ребятами поможем тебе их найти, а ты оставайся у нас на занятии. Ребята, закройте глаза и представьте, что мы в лесу (дети под музыку ищут экологические знаки).
Ребята, экологические знаки бывают двух видов: разрешающие и запрещающие.
Разрешающие знаки обозначаются зелёным цветом — это значит, что нужно помогать природе. А запрещающие знаки обозначаются красным цветом – это значит, что нельзя делать в природе.
А теперь возьмите каждый себе по знаку и расскажите о нём.
Воспитатель: А, как вы думаете, для чего же нужны эти знаки?
Воспитатель: Как ещё другим словом можно назвать эти знаки?
Дети рассказывают («лесные законы»)
Если в лес пошёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются, зверюшки убегут с лесной опушки.
Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой, по береги вед они нам не враги.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим как же связаны растения, насекомые, птицы и животные с природой и какая существует между ними взаимосвязь.
Ребята, каких вы знаете насекомых?
Воспитатель: А кто знает стихотворение о насекомых?
Ребёнок читает стихотворение «Жук»
Воспитатель: Вот видите ребята, оказывается насекомых много, есть вредные и полезные. Мы с вами поговорим, о полезных, послушайте загадку: красна, да не клубника, рогата да не бык.
летит тихо, сядет под кусток,
порадует цветок (божья коровка).
На доску вывешивается картинка божьей коровки.
Воспитатель: Как вы думаете, к каким насекомым относиться божья коровка, к полезным или вредным?
Воспитатель: На вид оно доброе, доверчивое, безобидное красивое по окраске красный наряд в горошек. Иногда даже добрых людей называют «Божий человек». А коровкой её тоже называют неспроста. При любой опасности на сгибах его ножек выступают капельки оранжевой жидкости – молочко. Но это молочко пить нельзя – это жидкость отпугивает врагов. Божья коровка поедает, очень вредных, которые называются – тля. Если бы не было божьих коровок, то тля уничтожила все растения. Поэтому никогда не уничтожайте божью коровку.
Отгадайте загадку: восемь ног как восемь рук, вышивают шёлком круг. (паук)
На доску вывешивается картинка паука.
Воспитатель: Но пауки приносят большую пользу для людей, растений, птиц, животных. Они поедают большое количество комаров и мух, которые являются переносчиками разных болезней. Пауки бываю разной окраски, и у каждого в брюшке находится много специальной жидкости, из которой они плетут паутину. Вы, конечно, все видели паутину, её можно встретить везде.
Ребята, а к каким насекомым относится паук, к полезным или вредным?
Воспитатель: Когда вы встретите паука, вы его не бойтесь и не убивайте, пусть бежит своей дорогой.
Теперь давайте посмотрим, какая же существует взаимосвязь между насекомыми и растениями (если не было растений, то погибли бы насекомые, а если не было насекомых то погибли бы растения). Значит растения и животные сильно очень взаимосвязаны между собой.
Физминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели.
Травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!
Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете зимующих птиц?
Кто знает стихотворение о птицах?
Ребёнок читает стихотворение «Сова»
Воспитатель: А почему мы птиц считаем друзьями человека?
Воспитатель: Птицы тоже приносят пользу. Они поедают вредных насекомых (мух, гусениц, букашек)
Отгадайте загадку: днём спит, а ночью летает. (сова)
На доску вывешивается картинка совы.
Воспитатель: А вот совы уничтожают большое количество мышей, а мыши вы знаете какие вредные, они грызут всё, что им встретится на пути.
Ребята, оказывается между растениями, насекомыми и птицами, тоже существует взаимосвязь. Если бы не было растений и насекомых, то птицы бы погибли.
Теперь поговорим о животных. Каких вы знаете животных?
Кто знает стихотворение о животных?
Ребёнок читает стихотворение о животном
Воспитатель: Отгадайте загадку: кто зимой холодной, ходит по лесу голодный? (волк)
На доску вывешивается картинка волк.
Воспитатель: Ребята, волки конечно дикие, хищные животные, но они тоже приносят пользу. Они уничтожают слабых и больных животных, питаются умершими птицами и животными, поедают ядовитые ягоды (волчья ягода). Тем самым волки спасают жизнь другим насекомым, птицам и животным.
Ребята, здесь тоже существует взаимосвязь между растениями, насекомыми, птицами и животными. Если не будет растений, птиц и насекомых, то животные погибнут.
А сейчас ребята мы с вами рассмотрим картину-схему, которая показывает, какая существует взаимосвязь между растениями, насекомыми, птицами и животными. Кто по желанию хочет и сможет объяснить эту картину-схему?
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами долго беседовали, а теперь пройдите к столам и попробуйте нарисовать то, что вам сегодня больше всего запомнилось или понравилось на занятии.
Ребята, так о чём мы сегодня с вами говорили на занятии? Что нового вы узнали, что вам понравилось?
Выставка рисунков. Все ребята молодцы! Спасибо!
1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию».
2. Горбунова, Г. А. «Развитие экологической культуры дошкольников».
3. Новиков, В. Ю. «Природа и человек»-М. : Просвещение, 2006г.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика» Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать выразительность и точность движений, мимику. Учить расслабляться,.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема»Деревья» Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Бытовая техника». Пр. содержание: Обобщить знания детей о бытовой технике, её использовании. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Бытовые приборы».
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи» с картинками и пазлами Старшая разновозрастная группа. Программные задачи: рассказать детям о пользе овощей для человека. Закрепить понятие «овощи», название.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе «Полет в космос». Подготовила: воспитатель.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.
Источник