- Урок экологии «Лес – природный комплекс» (3-й класс)
- Ход урока
- 1. Организационный момент
- 2. Повторение пройденного материала
- 3. Сообщение темы и цели урока
- 4. Установление взаимосвязей в природном комплексе
- Физкультминутка
- 5. Значение леса в жизни человека и природы
- 6. Охрана леса
- Заказники Томской области
- 7. Домашнее задание
- 8. Итог урока
- 2. Природные комплексы
Урок экологии «Лес – природный комплекс» (3-й класс)
Оборудование: карточки с заданиями; книжки малышки с домашним заданием; карта Томской области, на которой отмечены заказники и открывающийся заповедник; атласы Томской области “Люби и знай свой край”, презентация “Природа родного края”, кассета “Звуки природы”.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает атласы Томской области, карточки с заданиями, рисунки животных и растений.
Учитель: Как настроение? Поделитесь друг с другом хорошим настроением. Подарите окружающим улыбки, и они вернутся к вам, ведь окружающий мир — это большое живое зеркало.
2. Повторение пройденного материала
– Сегодня мы будем продолжать изучать природные комплексы.
– Вспомните, из каких компонентов состоит любой природный комплекс?
– Какие из перечисленных компонентов отнесём к живой природе, а какие – к неживой?
3. Сообщение темы и цели урока
– Догадайтесь, какой природный комплекс мы будем сегодня изучать?
Дети с закрытыми глазами слушают.
– Что вы увидели, услышали, представили себе, слушая эти звуки? (Дети делятся своими впечатлениями.) Верно, речь сегодня пойдёт о лесе.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!
– Итак, в путь! Прежде чем отправиться в путь, выполним упражнения для разминки:
Дети работают с карточками на развитие внимания и наблюдательности, выбирая подходящий для себя уровень трудности.
4. Установление взаимосвязей в природном комплексе
– Как вы думаете, ребята, какой из перечисленных вами прежде компонентов природного комплекса самый важный?
1) Приведите примеры взаимных связей компонентов живой (растения) и неживой природы.
1-я группа: Растения – воздух
3-я группа: Растения – почва
После 5-минутного обсуждения дети высказывают свои мысли.
– Растения очищают воздух, а воздух необходим им для дыхания.
– Растения удерживают влагу в почве, участвуют в круговороте воды в природе, а вода необходима растениям для питания.
– Растения удобряют почву, почва необходима растениям для питания и роста
2) – Компоненты живой природы связаны между собой питанием. Как называется такая связь? С чего начинается любая пищевая цепочка? Почему? (Пищевая цепочка начинается с растения потому, что только растения, используя воду и растворённые в ней минеральные вещества, могут образовывать органические вещества, которые все остальные живые организмы используют в питании)
(Используя рисунки растений и животных дети составляют пищевые цепочки.)
Физкультминутка
Упражнение-энергизатор (на развитие внимания) (Дети становятся в круг. По счёту ведущего делятся на Зайчиков, Медвежат и Лисичек. По команде ведущего: “Зайчики!” (Лисички, Медвежата) — зайчики меняются местами, при этом показывая движения животных (Зайчики прыгают, Медвежата косолапят и т.д.)
5. Значение леса в жизни человека и природы
– На следующем этапе нашей работы нам надо установить значение леса в жизни человека и природы. Помогут вам в этом атлас Томской области (с.15)
Работа с карточками: Выберите карточки, подчеркивающие значение леса.
- Лес – общий дом для растений, животных, грибов, бактерий.
- Лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота. Он защищает почву от ветра и потоков воды, хранит в себе запасы воды, которые питают реки, ручьи.
- Лес – источник вдохновения и любимое место отдыха людей. Его красоту описывают поэты, писатели, изображают художники.
- Лес – кладовая грибов, ягод, лекарственных растений.
6. Охрана леса
– Хотели бы вы видеть наш лес таким? Почему же становятся редкими, исчезают многие растения и животные? Кто в этом виноват?
– Что же делают люди для сохранения природы?
– Рассмотрите таблицу на обороте карточки.
Заказники Томской области
В Томской области на сегодняшний день существует 167 заказников, памятников природы и парковых зон. Общая площадь всех охраняемых территорий – 14 000 квадратных километров.
Десять лет назад на территории Томской области планировалось создать заповедник, но по ряду причин этого не произошло. Сейчас решение принято – заповеднику быть! На карте это маленький участок в Тегульдетском районе, на самом деле – сотни гектаров дикой природы. Место для заповедника в Тегульдетском районе выбрано не случайно. По оценкам специалистов, в этой местности сохранился уникальный южно-сибирский лес.
В планах — создать на территории Томской области еще один заказник – Васюганский. Этот заказник будет уникален своими размерами в 5 миллионов гектаров – как огромный источник и запас пресной воды.
- Сколько заказников существует в Томской области на сегодняшний день? (167)
- Какое название имеет заказник на территории нашего района? (Мало-Юксинский).
- В каком районе Области планируется создать заповедник? (Тегульдетском)
2) – Мы с вами любим ходить в лес на экскурсии, в походы. Давайте, определим свою роль: в лесу мы хозяева или гости? А всегда ли мы ведём себя как гости?
Работа по иллюстрации. (На доске плакат с изображением детей на природе.)
– Правильно ли ведут себя ребята в лесу? Что не так?
(Учащиеся находят ошибки в поведении детей на природе, перечеркивают и объясняют, почему так вести себя нельзя.)
Определим Правила друзей природы:
Игра: “Правила поведения в лесу”
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
– Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе
7. Домашнее задание
1) Каждый ученик получает страничку “Будь природе другом!” — Какие ещё правила друзей природы ты можешь предложить? Нарисуй к ним знаки. Пусть эта страничка будет началом вашей книжки-малышки.
2) Ответьте на вопросы контрольного листа, те вопросы, которые вызовут затруднения, обведите красным карандашом. Мы их разберём на следующем уроке.
8. Итог урока
На экране монитора идёт показ слайдов “Природа родного края” На фоне их звучит заключительное слово учителя:
Источник
2. Природные комплексы
К компонентам природы относятся: климатические условия, формы рельефа, водный баланс, типы почвообразования, флора и фауна.
Для природных комплексов характерны своя структура природных компонентов и свой индивидуальный внешний вид.
При изменении одного компонента природного комплекса происходят изменения во всех компонентах. Например, осушение болота приводит к появлению новых видов растений, изменению климатических условий, понижению уровня грунтовых вод и уровня рек, появлению новых видов животных.
Географическое расположение участка с присущими ему климатическими и природными условиями влияет на свойства природного комплекса.
Природно-территориальный комплекс — устойчивый набор природных компонентов, который сформировался на определённой территории.
- самый огромный природный комплекс — географическая оболочка (планетарный масштаб), она охватывает всю поверхность Земли;
- природные комплексы второго уровня — суша и Мировой океан;
- Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия, Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны — это следующие по размеру природные комплексы;
- природные зоны, крупные формы рельефа на материках и в океанах — природные комплексы среднего размера;
- холм, луг, болото, овраг, балка, лесок, долина реки — наименьшие по размеру природные комплексы.
Однородность природного комплекса зависит от его размеров: чем территория меньше, тем однороднее природные условия.
Источник