Взаимосвязь человека, общества и природы
Одной из актуальных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является взаимосвязь общества и природы.
В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир во всем многообразии его форм. В этом значении природа выступает как синоним понятия Вселенная. В узком смысле слова — в соотношении с понятием «общество» под природой понимают весь материальный (неорганический и органический) мир за исключением общества. В этом контексте природа отожествляется с окружающей человека средой, т.е. с той частью действительности, которая выступает как совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. В процессе эволюционного развития природы сформировались необходимые климатические и биологические предпосылки для возникновения человека и общества. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом. Общество черпает из природы средства питания и сырье для изготовления средств производства.
Существование и развитие общества в определенной степени определяются запасами природных ресурсов, так как они территориально распределены неравномерно. На развитие общества влияние оказывают естественные богатства, дающие средства к жизни (естественное плодородие почвы, наличие рыбы в морях и реках, дичи в лесах и пр.), а также природные богатства, являющиеся средствами труда (уголь, нефть, газ, гидроресурсы и т.д.). На ранних стадиях развития общества, в особенности в условиях первобытно-общинного строя, естественные богатства средств к жизни играли для людей гораздо большую роль, чем природные богатства средств труда. Однако начиная с промышленной революции XVIII в. главную роль в развитии общества стали играть природные богатства, являющиеся средствами труда.
На жизнедеятельность человека и общества известное влияние оказывают климатические условия различных географических широт (наиболее благоприятны средние широты, а менее благоприятны — районы Севера и пустынь) и стихийные силы природы (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.).
Общество, в свою очередь, всей своей жизнедеятельностью оказывает влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее. История совместного существования общества и природы представляет собой единство двух тенденций: 1. с развитием общества расширяется господство человека над природой; 2. одновременно постоянно увеличивается дисгармония между обществом и природой.
Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен веществ между ними: человек потребляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется в основном через производство, в ходе которого, потребляя природные ресурсы для производства материальных благ, общество выделяет в природу продукты жизнедеятельности и отходы производства. В настоящее время эти отходы загрязняют природу в такой степени, что появляется опасность нарушения динамического равновесия процессов биосферы.
В рамках экологии — науки о вещественно-энергетических процессах между организмами и окружающей средой — разрабатываются общие принципы взаимодействия общества с природой. Ученые считают, что общество структурно включено в биосферу и в этом смысле может рассматриваться как часть ее целостной системы. Как часть этой системы общество должно поддерживать ее целостность. Преобразуя компоненты биосферы, необходимо учитывать, что они играют определенную роль в поддержании биосферного равновесия и могут изменяться в определенных пределах, допускаемых их функциональной ролью в системе биосферы.
Стройную концепцию воздействия общества на природу разработал академик В.И. Вернадский. Он рассматривал человечество как мощную геологическую силу, влияние которой на биосферу возрастает. На определенном этапе развития биосфера переходит к ноосфере (сфере разума). В.И. Вернадский называл ноосферой среду обитания человечества, управляемую научным разумом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
41. Природа и общество: проблема взаимосвязи
Раскрывая содержание понятия общества, следует соотносить его с понятием природы, которая образует условия для возникновения и нормального функционирования общества. Общество, являясь частью биосферы нашей планеты, существует на основе общественного производства в его конкретно-исторической форме. Общественное производство обеспечивает специфическую форму связи природы и общества, позволяя последнему не только потреблять природные ресурсы, но существенным образом преобразовывать окружающий мир и самого человека. Однако общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, руководствуется не только материальными потребностями и интересами, но и политическими, религиозными, нравственными принципами, действует на основании определенных идей, подчиняется особым, не сводимым к природным , законам функционирования и развития, образуя тем самым особую форму бытия.
Характер взаимосвязи природы и общества определяется логикой развития общественного производства, в частности, переходом от присваивающего к производящему хозяйству.
Появление последнего постепенно меняет объективное отношение общества к природе. Разделение труда, совершенствование организации трудового процесса и орудий труда приводит к тому, что человек все больше завоевывает автономию по отношению к природе. Постепенно, на протяжении тысячелетий он осваивает всю земную поверхность, создает вокруг себя мир «второй» природы, материальный и духовный мир культуры.
Наконец, его «господство» над природой достигло такой силы, что человек в своей производственной деятельности нарушил тонкую грань экологического равновесия между природой и обществом. Поэтому современное состояние их взаимосвязи можно охарактеризовать как глобальный экологический кризис, выражающийся в истощении природных ресурсов и безудержном загрязнении окружающей среды.
Выход из этого кризиса мыслится большинством исследователей на путях научно-технического прогресса, установления действенного социального контроля за экологической ситуацией, развитием международного сотрудничества. Вместе с этим, существует общекультурный, философский аспект решения экологических проблем, изменяющий технократическое отношение общества к природе как объекту жизнедеятельности общества.
Выход из глобального экологического кризиса предполагает переход системы природа — общество в новое состояние, обозначаемое часто термином «ноосфера», где преобразующая деятельность человека будут основана на научном понимании природных и социальных процессов и согласована с законами природы.
Новый этап взаимосвязи природы и общества не возникает автоматически, требуя свободного выбора человека, разработки согласованной в мировом сообществе сознательной стратегии, опирающейся на новый тип мышления — демократический, гуманистический по своей сути.
42.Человек как объект философского осмысления.
В философии рассматривают человека как целое.
Именно с Сократа антропология становится основной проблемой.
Софисты: все, что мы видим, что знаем – результат нашей деятельности. А что не видим – не существует для нас.
Понимание человека в античности связано с космосом:
- Гармоничность(человек должен следовать порядку)
- Порядок связан с мерой ( человек должен быть умеренным в своих действиях)
- Человек является частью космического разумного начала , познающего себя
- Человек должен преследовать цель обуздать эмоции, устранить страсть ( разум должен быть умеренным, порядочным началом)
Связь с существом сверхъестественного , связь с Богом.
Акцент на том, что человек представитель мира и Божественного, и практического(земного).
Человек представляет собой практически НИЧТО, подвластное страстям.
Но человек существо духовное (он должен стремится преодолеть свои страсти.
Разум уступает вере. Божественная воля доминирует над разумом.
Человек существо двуединое. Человек = богочеловек.
Фома Аквинский Человеческая душа не может развиваться без тела. Они существуют вместе. Это помогает прийти к тому, что человек телесный, что из Возрождения.
Доминирующее начало – тело, материальность человеческого бытия. Оно начинает определяться от души, которая становится в зависимость от тела.
Творцом становится и человек, который наделяет себе качествами Бога. Будто он творит то, чего не было до этого.
Характеристика личности – понятия, возникающие в отношении Бога (эпоха поздней античности) ПОНЯТИЕ ВОЗНИКАЕТ в условиях религиозного становления, принятия христианства. Понятие экостаси – сущность, которая характеризует личность(Бога, сына, отца, святого духа). Возникает идея неповторимости уникальности. Каждый человек – личность, индивидуальность, но забывает о том, что человек социальный. Что он существует только в обществе. Потому что характеристика личности и индивидуальности не может рассматриваться доминирующей, т.к. природа человека является общей для всех.
Новое время: разумность, активность, свобода
Декартдвуединое существование человека «мыслю, значит существую». Доминирование мышления или разума. Разумность – существование человека, а не космического порядка. Это связано с существованием субстанции. Активное, свободное становятся сущностной характеристикой человека. Понимание свободы не просто выбор и возможность человека, а сущностная характеристика преодоления закономерностей существования мира.
Кант Идея автономности человека и его существования. Раз человек активен и свободен, то он приобретает право формулировать для себя самого закон собственного развития и нравственного состояния. Человека существования имеет природу в нравственной свободе в своей сущности. Человек способен общаться с окружающими вещами, так как это происходит на сущностном уровне.
Гегель человек является абсолютном духом в его отчуждённой форме. Речь не идет об индивидуальности, т.к. он подчеркивает коллективное начало. Человек есть абсолютная идея. Человек самоотчуждение мирового духа. Поэтому сущность сводиться не к природному началу, она сверх-природна. Смысл существования находится в свободе. Сущность свободы заключена в самоопределении, свобода есть творение человеком самого себя, своего духа.
Фейербах развитие материи ведет к появлению живого — разума – идеального. Человек – биологическое существо, наделенное нравственными качествами, что позволяет ему мыслить. В воле, мышлении и чувстве заключается смысл существования человека. У него нет человека как существа социального.
Маркс: общественноебытие-базис, основание человек. Изменение мышления человека связано с изменение эк. Базиса. Сущность не есть абстракт, присущие отдельному человеку, индивиду. В процессе воспитания и образования впитывает соц. опыт и становится человеком.
Бердяев: персонализм (уникальность индивидуальности, человека как личности) подчиненный Богу, он создал это все. Но Бог религиозный, а философской.
Философия жизни, ницшеанство человек некая игра жизненных сил и влечений. Разум – нечто второстепенное. Человек как игра страстей являлся посредником. Идея сверхчеловека – волевое усилие, жизненный порыв. Чем меньше разума, тем выше сверхчеловек, т.к. чем больше животного начала.Стремясь к нему, ты должен обладать сильными инстинктами. Разум мешает, слабому нельзя оказывать милосердия, доброты.
Экзистенциализм: отсутствие сущности как таковой сущность – результат существования. Человек – есть, а сущности нет. Человек сам создает собственную сущность, пока нет сущности, нет человека.
Источник