- Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон
- Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов
- Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон». план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон». план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон
Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.
Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.
Профиль может быть выполнен на отдельном листе, который вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить профиль и в своих тетрадях. Затем учащиеся отвечают на вопросы, подтвердив свои ответы фактическими данными, полученными при анализе профиля:
1. Как изменяются основные виды почв при движении с севера на юг по Восточно-Европейской равнине?
2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зависит?
3. Как и почему изменяется характер растительности?
После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вывод о зависимости, существующей между почвой и типом растительного покрова.
Для доказательства взаимосвязи между характером растительного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные леса, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.
Практическая работа может быть проведена на основе анализа различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природных компонентов (табл. 35):
Мхи, лишайники, кустарники, ягодники
Олень, песец, лемминг, куропатка
Подзолистые и дерново-подзолистые
Медведь, лось, соболь, белка
Травянистая (ковыль, типчак, полынь)
Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).
Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (табл. 36).
В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.
Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов.
Возможные формы выполнения работы: заполнение таблицы, составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Субарктический: суровая зима, долгая и холодная, со средней температурой — 32° С, короткое лето со средней температурой+4° С— на севере, +10° С — на юге. Осадков мало, 200-300 мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения более 1,5. Многолетняя мерзлота и заболоченность
Карликовые деревья, кустарнички, мхи
Безлесная зона, большое количество озер и болот
Вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Оценка природных условий в районе города Норильска для работы и быта человека
Особенности климата: субарктический. Суровая продолжительная зима, прохладное лето; средняя температура лета +8, +9 °С, зимы -40 °С, сильный ветер, избыточное увлажнение, полярная ночь.
Особенности воды: в твердом состоянии большую часть года; многолетняя мерзлота.
Особенности почв: мерзлотно-таежные и тундрово-глеевые.
Особенности рельефа: горный.
Особенности природных зон: тундра, лесотундра с низкими среднегодовыми температурами и высоким увлажнением.
Река Пясина, озеро Лама; достаточное количество воды.
Выводы: условия суровые для жизни человека — экстремальные зимой. Сельское хозяйство в открытом грунте практически невозможно. Минеральные богатства освоены, создана специальная техника для этих мест, дома — на сваях из-за многолетней мерзлоты, созданы искусственные сады, теплицы и др.
Работа выполняется при изучении Восточной Сибири (или других районов с экстремальными климатическими условиями). При этом используются имеющиеся у учащихся навыки работы с агроклиматической и почвенной картами. Для проведения работы целесообразно использовать карту плотности населения России.
1. Сравнить по плотности населения Центр Европейской части и Якутию, сделать выводы о причинах различия в плотности населения и хозяйственной деятельности.
2. Привести примеры, характеризующие различия в бытовых условиях жизни населения.
Учитель знакомит учащихся с основными причинами, влияющими на размещение населения. Важно показать основную роль социально-экономических причин и подчиненную роль природных факторов. Для этого можно привести пример условий роста населения в районах нового освоения.
Улучшение социальных условий жизни населения, высокая оплата труда могут способствовать притоку населения и его закреплению в районах Сибири, несмотря на экстремальность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека. Затем учащиеся заполняют таблицу:
Источник
Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Данный конспект может быть использован в 8 классе на уроке географии при изучении данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Тип урока : Урок формирования умений
Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.
1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.
2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.
3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.
Организационный момент: Приветствие.
Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.
Актуализация: Давайте вспомним
Показывается природная зона, а ученики ее называют.
1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)
2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?
3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?
4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?
5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?
6. Приведите ПК различного масштаба?
7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)
8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?
9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?
А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.
Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.
Источник
Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Данный конспект может быть использован в 8 классе на уроке географии при изучении данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Тип урока : Урок формирования умений
Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.
1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.
2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.
3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.
Организационный момент: Приветствие.
Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.
Актуализация: Давайте вспомним
Показывается природная зона, а ученики ее называют.
1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)
2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?
3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?
4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?
5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?
6. Приведите ПК различного масштаба?
7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)
8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?
9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?
А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.
Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.
Источник