Взаимосвязь природных компонентов природной зоне

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

Цель работы: формирование умений на конкретных приме­рах показывать взаимосвязи, существующие между природ­ными компонентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.

Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото­рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про­филь и в своих тетрадях. Затем учащиеся отвечают на вопро­сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен­ными при анализе профиля:

1. Как изменяются основные виды почв при движении с се­вера на юг по Восточно-Европейской равнине?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави­сит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы­вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас­тительного покрова.

Для доказательства взаимосвязи между характером расти­тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле­са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

Практическая работа может быть проведена на основе ана­лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ­ных компонентов (табл. 35):

Мхи, лишай­ники, кустар­ники, ягодники

Олень, песец, лем­минг, куропатка

Подзолис­тые и дер­ново-под­золистые

Медведь, лось, соболь, белка

Травянистая (ковыль, тип­чак, полынь)

Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).

Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен­ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (табл. 36).

В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов.

Читайте также:  Задание признаки живой природы

Возможные формы выполнения работы: заполнение табли­цы, составление письменной характеристики в форме репор­тажа, дневника исследователя-путешественника.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Вдоль побере­жья Северного Ледовитого океана

Субарктический: суровая зима, долгая и холод­ная, со средней температурой — 32° С, корот­кое лето со средней темпе­ратурой+4° С— на севере, +10° С — на юге. Осадков мало, 200-300 мм в год, но увлажне­ние избыточное, коэффициент увлажнения бо­лее 1,5. Много­летняя мерзлота и заболочен­ность

Карликовые деревья, кус­тарнички, мхи

Безлесная зо­на, большое количество озер и болот

Вдоль побере­жья Северного Ледовитого океана

Оценка природных условий в районе города Норильска для работы и быта человека

Особенности климата: субарктический. Суровая продол­жительная зима, прохладное лето; средняя температура лета +8, +9 °С, зимы -40 °С, сильный ветер, избыточное увлажне­ние, полярная ночь.

Особенности воды: в твердом состоянии большую часть го­да; многолетняя мерзлота.

Особенности почв: мерзлотно-таежные и тундрово-глеевые.

Особенности рельефа: горный.

Особенности природных зон: тундра, лесотундра с низкими среднегодовыми температурами и высоким увлажнением.

Река Пясина, озеро Лама; достаточное количество воды.

Выводы: условия суровые для жизни человека — экстре­мальные зимой. Сельское хозяйство в открытом грунте прак­тически невозможно. Минеральные богатства освоены, создана специальная техника для этих мест, дома — на сваях из-за мно­голетней мерзлоты, созданы искусственные сады, теплицы и др.

Работа выполняется при изучении Восточной Сибири (или других районов с экстремальными климатическими условия­ми). При этом используются имеющиеся у учащихся навыки работы с агроклиматической и почвенной картами. Для прове­дения работы целесообразно использовать карту плотности на­селения России.

1. Сравнить по плотности населения Центр Европейской части и Якутию, сделать выводы о причинах различия в плот­ности населения и хозяйственной деятельности.

2. Привести примеры, характеризующие различия в быто­вых условиях жизни населения.

Учитель знакомит учащихся с основными причинами, влия­ющими на размещение населения. Важно показать основную роль социально-экономических причин и подчиненную роль природных факторов. Для этого можно привести пример усло­вий роста населения в районах нового освоения.

Улучшение социальных условий жизни населения, высокая оплата труда могут способствовать притоку населения и его закреплению в районах Сибири, несмотря на экстремальность природных ус­ловий для жизни и хозяйственной деятельности человека. За­тем учащиеся заполняют таблицу:

Источник

Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Данный конспект может быть использован в 8 классе на уроке географии при изучении данной темы.

Читайте также:  Государственные стандарты охрана природы земли

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconvyyavlenie_zavisimosti_mezhdu_komponentami_prirody.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Тип урока : Урок формирования умений

Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

Организационный момент: Приветствие.

Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

Актуализация: Давайте вспомним

Показывается природная зона, а ученики ее называют.

1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

6. Приведите ПК различного масштаба?

7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

Источник

Читайте также:  Гифки доброго вечера природа

Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Данный конспект может быть использован в 8 классе на уроке географии при изучении данной темы.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconvyyavlenie_zavisimosti_mezhdu_komponentami_prirody.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Тип урока : Урок формирования умений

Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

Организационный момент: Приветствие.

Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

Актуализация: Давайте вспомним

Показывается природная зона, а ученики ее называют.

1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

6. Приведите ПК различного масштаба?

7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

Источник

Оцените статью