Конспект урока по окружающему миру «Связь между живой и неживой природой»
Цель: -образовательная: научить определять связи между живой и неживой природой ;
-развивающая: р азвивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся ;
-воспитательная: в оспитывать интерес и бережное отношение к природе .
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, картинка мальчика, картинки для минутки синоптика, конверты с картинками, индивидуальные карточки, карточки для схемы, карточки с тестами.
Хронометраж урока
1. Организация начала урока.(1 мин.)
2.Актуализация опорных знаний .(2 мин.)
3.Сообщение учениками темы, цели и задач урока.(5 мин.)
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.(8 мин.)
Физкультминутка.(1мин.)
5.Обобщение и систематизация знаний.(15 мин.)
6.Осмысление знаний (5 мин.)
7.Итог урока.(2 мин.)
8.Домашнее задание.( 1 мин.)
1. Организация начала урока.
1.1.Приветствие.
1.2.Проверка готовности к уроку.
1.3.Создание позитивного настроения.
2.Актуализация опорных знаний.
2.1.Минутка синоптика
2.2.Беседа изученному материалу
3.Сообщение учениками темы, цели и задач урока.
3.1. Мотивация учения школьников.
Физкультминутка
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.
4.1. Самостоятельная работа на карточках.
4.2. Работа со схемой
Физкультминутка
5.Обобщение и систематизация знаний.
5.1. Изготовление рисунка
6.Осмысление знаний.
6.1. Тест «Живая и неживая природа»
7. Итог урока.
8.Домашнее задание.
1.Организация начала урока.
1.1. Приветствие.
— Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодн я урок «Окружающего мира» проведу у вас я.
1.2.Проверка готовности к уроку
— У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и пенал.
1.3.Создание позитивного настроения
-Улыбнитесь друг другу и подарите друг другу самые позитивные эмоции.
2.Актуализация опорных знаний
— Сегодня к вам на урок я пришла не одна. Со мной к вам на урок пришёл мальчик Серёжа. Серёжа немного ленился и плохо усвоил знания на уроке «Окружающий мир», но я уверенна, что мы с вами сможем ему помочь. Сегодня он вместе с вами будет работать на уроке.
2.1.Минутка синоптика.
-Ребята, пока мы с Серёжей шли к вам на урок, то заметили очень много погодных изменений. Поэтому, для начала мы с вами проведём минутку синоптика.
-Какое сейчас время года? (осень)
-Какое сейчас месяц? (сентябрь)
-Какое сейчас число? (26)
— Какая погода? (пасмурная)
-Были ли на этой неделе осадки?
— Какое небо? Чем оно отличается от летнего? (небо серое, холодное)
-Какая температура воздуха была утром?
2.2.Беседа по изученному материалу.
— Вы любите смотреть фильмы? (да) . Серёжа тоже любит смотреть фильмы и приготовил для вас учебный фильм. Он поможет вспомнить изученное ранее. (просмотр видеофрагмента о живой и неживой природе)
— Давайте проверим, внимательно ли вы смотрели фильм. Для этого Серёжа приготовил конверт ы с картинками. Разделите все предметы, изображенные на картинках на две группы . Первая группа- то, что создано руками человека, вторая группа – то, что создано природой .
— Что у вас получилось? ( 1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека.2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево. — Все это создано природой. )
-Молодцы, теперь мы с Серёжей уверены, что вы внимательно изучили эту тему. ( На доске появляется схема. )
Создано руками человека Создано природой
— Уберите в конверт картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком. Что же такое природа? ( все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой. )
–Разделите на две группы картинки природы. Что получилось? Как определили? Давайте проверим как распределил картинки природы Серёжа.
Живая природа: Неживая природа:
дерево камни
медведь звезды
бабочка вода
дети сонце
цветок сосулька
( Добавляется схема )
Создано руками человека Создано природой
Неживая природа Живая природа
3.Сообщение учениками темы, цели и задач урока .
3.1.Мотивация учения школьников.
— А связаны ли между собой предметы живой природы и неживой природы ,и какие существуют взаимосвязи между живой и неживой природой, об этом мы поговорим на нашем сегодняшнем уроке. Как сформулируем тему нашего урока? (Связь живой и неживой природы)
Физминутка «Листочки»
-А сейчас, для того, чтобы вы всё лучше запомнили на уроке мы свами разомнёмся и проведём физкультминутку.
Говорит листок листку:
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой)
Ветку наклони слегка-
Вот зарядка для листка. (Наклоны)
А теперь дождем умойся,
Отряхнись и успокойся». (Встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. (Садятся за парты)
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.
—Ребята, живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимо также воздух и вода.
-Откройте учебники на странице 27 и прочитайте правило, которое выделено жирным шрифтом. (Природа бывает неживая и живая. Живая природа не может существовать без неживой.)
-Обратите внимание на доску. На доске изображены явления неживой природы. Какие это явления? (солнце, земля, вода). Давайте подробнее о них поговорим.
—Солнце. Солнце освещает и обогревает все, что есть на нашей планете. Солнце — источник жизни на Земле. Если бы, Солнце погасло, то через несколько недель на Земле бы не осталось никакой жизни. Только Солнце может нагревать всю Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Именно благодарю солнечному теплу вода может испаряться из океанов, а потом выпадать на землю дождями.
—Земля. Почва — это верхний плодородный слой нашей планеты. На сколько известно человечеству, в Солнечной системе только Земля имеет почву. В ней содержатся полезные минеральные вещества, которые способствуют росту растений и деревьев. А, как известно, растения и деревья производят кислород, необходимый для дыхания почти всех живых организмов в мире. Почва является важнейшим участником экосистемы Земли, и важнейшей составляющей жизни человек а. Почва является средой обитания для разнообразных организмов.
—Вода. В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней . В составе пищевых продуктов содержится много воды. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски, ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни.
-Ребята, мы с вами также относимся к живой природе и также связаны с солнцем, землёй и водой. Какие примеры, такой связи из жизни вы можете привести?
4.1. Самостоятельная работа на карточках.
-Ребята, посмотрите на ваши карточки. В них вам необходимо исправить ошибки в утверждениях, которые сказал Серёжа.
-Связаны ли растения с неживой природой указанной в первом утверждении? С чем связаны? Каким образом?
4.2. Работа со схемой
— Ребята, обратите внимание на доску. Нам необходимо заполнить схему разгадав загадку.
-Объясните эту схему устно. С помощью неё расскажите о значении Солнца для жизни на Земле.
Физкультминутка « В лесу »
-Для того, чтобы наша осанка была красивая мы проведём физкультминутку.
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
5.Обобщение и систематизация знаний.
5.1. Изготовление рисунка
-Ребята, а сейчас обратите внимание на те листики, которые я вам дала. На них вам необходимо будет нарисовать рисунок, показывающий пример связи между объектами живой и неживой природы. Для примера, давайте посмотрим на рисунок, который сделал Серёжа, а вы уже самостоятельно придумаете свой. (дети делают рисунки)
6.Обобщение и систематизация знаний.
6.1. Тест «Живая и неживая природа»
— Ребята, а теперь, чтобы проверить как же вы и Серёжа смогли усвоить знания по этой теме мы с вами выполним тест.
1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.
2. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
3. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.
6. Дополни предложение:
Живая и неживая природа_____________________________________________________ .
7.Итоги урока.
— Итак, ребята наш урок подошёл к концу.
-Какая была тема нашего урока?
-Что вы нового узнали?
-Какие связи есть между живой и неживой природой?
-Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились смогли сами усвоить тему и помогли выучить её Серёже, теперь Серёжа больше не будет лениться и всегда будет хорошо учиться.
8.Домашнее задание.
—Теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Вашим домашним заданием будет проработать страницы в учебнике стр. 26 и 27, читать и отвечать на вопросы.
Источник