V. Рефлексия. Контролирующее задание для всего класса.
Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.
Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.
(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)
Примерный лингвистический анализ текста
Какого типа речи текст перед вами? (Рассуждение.)
- Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей)? (1 абзац – тезис «Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве». Последующие микротемы – доказательства тезиса: микротема 2 абзаца – «Природа здесь не только жестока, но и скупа», 3 абзаца – «Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев», 4 абзаца – «Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев … восполнять скупость недр …страны», 5 абзац содержит вывод-обобщение: создаваемые человеком будто бы из ничего ценности – это овеществлённый труд и разум человека.)
- Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)? (Цепная связь.)
- С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)? (В построении текста используется повтор наречия «здесь»: «Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого. Природа здесь не только жестока, но и скупа…». В качестве средств связи предложений текста используется и видовременная соотнесённость глаголов. В качестве средств цепной связи во 2 абзаце используются однокоренные слова: гориста – рать гор, в 4-ом используются слова жемчужными – жемчуговодство.)
- К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)? (Стиль речи – публицистический, жанр текста – репортаж. Функция речи – информативная, популяризаторская: автор утверждает, что Япония – страна, где на каждом шагу видны следы упорного, нечеловеческого труда. Задача речи – убедить читателя в том, что создаваемые людьми ценности – это овеществлённый труд и разум их. Стилевые черты – эмоциональность, образность, оценочность, призывность (призыв выражен косвенно). Языковые средства выразительности характерны для публицистического стиля речи: использование фразеологизмов («даёт знать о себе», «видишь на каждом шагу»); анафора («здесь»); усилительные частицы («же», «даже»); метафоры («несметная рать гор захватила страну», «следы упорного труда»; в синтаксисе: используются предложения с однородными членами, которые связаны союзами «не только – но и», многосоюзие «и поля, и города, и заводы» и др.)
- Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Япония – страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Единство темы передаётся за счёт следующих ключевых слов: Япония, страна, природа, человек, необузданность стихийных сил, упорный труд человека, природа жестока и скупа, скупость недр страны, несметная рать гор, подвиг поколений земледельцев, овеществлённый труд и разум.)
- Какова идея текста (основная мысль)? (Труд человека, его разум способны обуздать жестокость природы, создать из будто бы ничего те ценности, которые будут служить людям.)
V. Рефлексия. Контролирующее задание для всего класса.
Мини-тест Выполняется с самоконтролем.
Вариант 1 (фрагмент текста).
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (Д. Лихачёв.)
- Стиль речи текста:
а) публицистический;
б) научно-популярный;
в) художественный. - Характер связи предложений фрагмента текста:
а) цепная связь;
б) параллельная;
в) цепная и параллельная. - Связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью:
а) местоимение;
б) союз, указательное местоимение, наречие;
в) лексический повтор
Вариант 2 (фрагмент текста).
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии, стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (Д. Лихачёв.)
- Стиль речи текста:
а) публицистический;
б) научно-популярный;
в) художественный. - Характер связи предложений фрагмента текста:
а) цепная связь;
б) параллельная;
в) цепная и параллельная. - Связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью:
а) однокоренные слова;
б) синонимы;
в) лексический повтор.
Вариант 1: 1 – а; 2 – а; 3 – а, б.
Вариант 2: 1 – а; 2 – а; 3 – а, в.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Самое популярное на сайте:
Технология поиска информации в Интернет С каждым годом объемы Интернета увеличиваются в разы, поэтому вероятность найти необходимую информацию резко возрастает.
Модель жизненного цикла организации И. Адизеса Ицхак Адизес, американский профессор и консультант в области управления изменениями, предложил свою оригинальную модель жизненного.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом».
Понятие, виды и формы гражданско-правовой ответственности Юридическая ответственность – это претерпевание субъектами неблагоприятных последствий за результаты своей противоправной.
Быт и нравы казачества в прозе Шолохова «тихий дон или донские рассказы». В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и.
Источник
Упр.185 ГДЗ Власенков 10-11 класс (Русский язык)
185. Прочитайте отрывок из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова и определите, к какой функциональной разновидности языка он относится? Своё мнение обоснуйте. Спишите текст и укажите в нём средства эмоциональной выразительности.
Япон..я это страна где природа и человек сост..заются в неистовств.. . Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность ст..хийных сил. Но здесь же на каждом шагу вид..шь следы упорного труда (не)человечески человеческого.
Природа здесь не только жестока но и скупа. Пять(шестых) японской земли сост..вляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаёт(?)ся человеку тут и поля возделан(?)ые словно клумбы и города и заводы. Япония столь же гориста как и Швейцар..я но её равнинная часть засел..на в пять раз плотнее. Порой кажется, что (не) сметная рать гор захватила эту страну для себя оттеснив людей к побережью.
Потребовался (по)истине подвиг бе..числен(?)ых поколений земледельцев чтобы превратить горные склоны в уступчатые тер(?)асы рисовых полей в чайные и тутовые пл..нтации чтобы возделав каждый клоч..к земли кормить сто с лишним мил(?)ионов человек имея на всю страну лишь шесть миллионов г..ктаров пашни.
Даже воды внутрен(?)их заливов заштрихованы тёмными полосами словно борозды вспахан(?)ых полей. Это пл..ты к которым под водой привязаны к..рзины с жемчужными рак..винами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японц..в находчиво восполнять скупость недр своей страны.
Ведь жемчуж..на, выращен(?)ая человеком как и крохотный тел..визор на который затрач..но ничтожное количество сырья олицетворяет собой ценности созданные будто бы из ничего это овеществлённый труд и разум.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
Источник
Япония страна где природа
Тип 3 № 38795
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Средством выразительности речи в тексте является повтор.
2) В качестве средств связи предложений текста используется видовременная соотнесённость глаголов. Так, например, в первом и втором предложениях текста используются глаголы несовершенного вида в настоящем времени (состязаются — даёт).
3) По жанру текст представляет собой тематический репортаж.
4) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением.
5) Информация, представленная в тексте, предназначена для серьёзного научного или учебного изучения.
Япония — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И […] одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны. Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, — это овеществлённый труд и разум.
1) Средством выразительности речи в тексте является повтор. − Верно. Пример: использование слова «здесь» во втором-четвёртом предложениях.
2) В качестве средств связи предложений текста используется видовременная соотнесённость глаголов. Так, например, в первом и втором предложениях текста используются глаголы несовершенного вида в настоящем времени (состязаются — даёт). − Верно. Приведённый пример подтверждает высказывание.
3) По жанру текст представляет собой тематический репортаж. − Верно. Характерными чертами репортажа являются исследование (в данном случае об Японии) с целью представления читателю.
4) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением. − Неверно. Приведённый текст базируется на общеупотребительной лексике.
5) Информация, представленная в тексте, предназначена для серьёзного научного или учебного изучения. − Неверно. Текст информативный, не научного стиля.
Источник