Явления природы 2 класс радуга

Методическая разработка урока по окружающему миру «Природное явление- радуга»
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс)

Цель урока: создать условия для формирования представлений о природном явлении — радуга, условиях её появления.

1. Интерес к изучению явлений природы

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга»

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация, и др.), проводить опыты.

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.

1.Актуализация знаний, мотивация

— Сегодня у нас интересный и красивый урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие.

— Кто готов заглянуть в глубины науки, открыть одну из её тайн?

– Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чём идёт речь?

В них ни въехать, ни войти.

— О чём мы будем говорить на уроке! Да, ребята. Вы догадались мы сегодня с вами поговорим? (О радуге)

–– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Ответить на вопрос: «Что такое радуга?»)
Сегодня вы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная и кто является строителями радуги.

2. Исследование в малых группах № 1.

Каждой группе предлается текст:

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался радугой — одним из самых красивых явлений природы.

-Что же означает слово «РАДУГА»? Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга.

Это природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

«Строят» радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Читайте также:  Европейском юге природные ресурсы

-А почему радуга разноцветная?

Солнечный свет кажется нам белым. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет проходит через капельки воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. Другими словами можно сказать, что лучи солнца отражаются в капельках дождя. Так образуется радуга.

После прочтения дети должны ответить на вопросы:

-При каких условиях появляется радуга?

-Почему радуга разноцветная

Каждая группа рассказывает, к каким выводам они пришли, ответив на поставленные в задании вопросы.

4. Исследование в группах № 2

— А вы хотите увидеть радугу сейчас?

Следуя инструкциям, проделайте опыты.

Опыт № 1. «Получение радуги в домашних условиях»

1.Поставьте стакан с гранями, наполненный водой, на белый лист бумаги, так чтобы луч солнца проходил через него.

2.Что видите на бумаге? Сделайте вывод, что заменил стакан?

Опыт № 2. Сложение спектральных цветов.

1.Возьмите круг, нарисуйте на нем все цвета радуги, насадите этот круг на ось (зубочистку) и начните быстро его вращать.

2.Что заметили? (Из разноцветного круг станет одноцветным, цвета при вращении смешались, слились). Сделайте вывод.

Каждая группа рассказывает, что наблюдали и к каким выводам пришли.

-Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? К каким выводам пришли?

На доске появляется формула: радуга= капелька воды (призма)+луч солнца

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

2 — В радуге есть коричневый цвет?

3- Строители радуги – тучи и дождь?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

5- Урок был полезен и понятен?

Источник

Презентация «Радуга- знакомая и незнакомая» 2 класс

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Ахмедьянов Владислав
  • 2 класс
  • МБОУ СОШ с.Уральского
  • Цель исследования: выяснить, какие виды радуг существуют в природе и возможно ли получить их искусственным путем
  • Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Появляется благодаря преломлению и отражению света в каплях дождя.
  • Когда солнечные лучи проходят сквозь капли, свет разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового.
  • Лучи
  • разлагаются на волны разной длины.
  • Самая длинная световая волна красного цвета, самая короткая — фиолетового. Поэтому цвета радуги всегда расположены в одинаковой последовательности.
  • А результатом преломления и является круглая форма радуги.
  • На этой фотографии, сделанной летом, хорошо видны все цвета.
  • В прошлом,
  • 2013 году, мне удалось увидеть и сфотографировать
  • двойную
  • радугу.
  • Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу.
  • Но бывает, что в небе сразу появляются две радуги.
  • Одна из них поярче, другая побледней. Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.
  • Еще реже на небе сияют сразу целых три радуги, — это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды.
    • Фотографу из Германии
    • Михаэлю Таузнеру впервые в истории удалось запечатлеть на одном снимке четыре цветные полосы радуги.
    • Мы привыкли наблюдать радугу как дугу. На самом деле эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с борта самолета.
    • В январе прошлого года я не поверил своим глазам, когда увидел на небе радугу. Оказывается, она бывает и зимой. Мне стало интересно узнать об этом. Оказалось, существует несколько видов радуги.
    • Зимняя радуга- явление очень редкое, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда. Для зимней радуги нужны три условия: крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце.
    • Требуется множество факторов: полная луна должна находиться невысоко, небо при этом должно быть темным, а напротив светила должен располагаться мощный водопад или идти дождь.
    • Туманная радуга представляет собой широкую блестящую белую дугу. Увидеть её можно не во время дождя, а во время тумана.
    • 31 декабря 2013 года был сильный туман и вокруг горящего фонаря образовалась искусственная радуга. Свет преломлялся в капельках тумана.
    • В последние пять или десять минут перед заходом солнца все цвета радуги, кроме красного, начинают исчезать и, наконец, остается только одна красная дуга. Иногда она чрезвычайно ярка и остается видимой даже спустя десять минут после захода солнца.
    • Эта радуга создаётся не капельками воды , а ледяными кристалликами. Наблюдать гало на небе можно в любое время года, ночью и днем, вокруг солнца или луны и даже вокруг фонарей или ламп (последнее возможно только в холодную погоду).
    • Природа столь необычной радуги немного другая: она появляется в чистом небе, когда нет дождевых туч. Солнце должно светить под определенным углом, сквозь тонкую занавеску перистых облаков.
    • Огненную радугу считают очень редким природным явлением. Она получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления — при входе в каплю и при выходе из нее.
    • Художник Майкл Джонс Мак Кин решил сделать установку для создания искусственных радуг. И с недавних пор действующий ее вариант установлен прямо на улице в городе Омаха в американском штате Небраска.
    • Для этого опыта мне понадобились противень с водой, зеркало, и лист бумаги.
    • Ну и, конечно, солнце.
    • Я просто взял стакан с водой и поставил его под лучи Солнца. На листе бумаги я снова увидел радугу. Но она была маленькой.
    • Тогда я решил поэкспери-ментировать.
    • Взял ёмкость побольше, и радуга сразу увеличилась.
    • Взял компакт- диск, и протёр его, чтобы он не был пыльным.
    • Наклонил его к солнечному свету.
    • Засияла радуга.
    • Затем положил диск на плоскую поверхность, под свет солнечных лучей.
    • И, вдруг на потолке появилась огромная радуга.
    • Ещё одну радугу я получил, когда направил диск на белую поверхность.
    • Этот опыт я придумал сам. Я вспомнил, что когда то писал на уроке, солнце попало на ручку и на моей руке появилась радуга.
    • Я помогал убирать посуду после Нового года и увидел, как переливается на свету хрустальная ваза. Я решил поставить её под солнечный луч. И снова увидел радугу.
    • Значит для радуги не обязательно наличие воды. Должны быть предметы, преломляюшие свет.
    • Я решил попробовать получить радугу без солнца. Мне понадобились : стакан с водой, фонарик, зеркальце, тёмная комната со светлыми стенами.
    • Этот опыт знают все. Свет, отражаясь в мыльных пузырях, придаёт им радужную окраску.
    • Получив искусственную радугу я опроверг свою гипотезу о том, что для образования радуги необходимы только два фактора: вода и солнце. Радуга возникает из-за преломления и отражения солнечного луча в капле воды или другом предмете, имеющим свойство отражения.
    • Мне удалось узнать, что радуги бывают разные: лунная, туманная, обратная, круглая, огненная, зимняя, красная и чтобы их увидеть, нужны совершенно другие условия: луна, туман, перистые облака, ледяные кристаллы, закат. Искусственным путем получить их не удалось.

    Источник

    Читайте также:  Вода красота все природы
Оцените статью