Конспект занятия по развитию речи «Природные явления»
Цель: знакомство детей с природными явлениями.
— познакомить детей с природными явлениями;
— знакомство со значением новых (непонятных) слов;
— закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
— формирование интонационной выразительности речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Природные явления“» размещена в разделах
Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», — говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей) За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
I. Половодье и гроза,
Есть в любое время года… (Проявления природы)
— Давайте посмотрим в окно, какую погоду мы наблюдаем?
— А какое время года за окном?
— Как в думаете, какие природные явления происходят зимой?
— Среди названий природных явлений есть такие слова, в смысле которых заключено два слова. Называйте ребёнку природное явление, а он пусть объяснит вам его значение.
— Землетрясение – земля трясется
— А знаете ли вы значение слова «половодье»? (Полная вода -это, когда реки выходят из берегов и затапливают поля, села.)
— Радуга (В старину, было слово «ра» — оно обозначало «солнечный свет» и слово «дуга» обозначает какую-то кривую. Значит, слово «радуга» обозначает искривление, которое появляется при солнечном свете)
III. Попросите ребёнка составить предложения из предложенных слов.
IV. Работа над интонационной выразительностью речи.
— Попросите ребенка произнести предложение с разной интонацией, которая зависит от знака препинания.
«В горах произошло сильное землетрясение.»
«В горах произошло сильное землетрясение!»
«В горах произошло сильное землетрясение?»
Локти согнули, кисти встряхнули —
Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
— рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)
— свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)
— летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)
— висит, растёт, тает, плачет, капает. сосулька)
— распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут. (цветы)
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
-Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
-Песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
-Песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
-Песенку насоса (С) — стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
8. Итог занятия.
На этом наше занятие закончилось. Спасибо, все молодц!
Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.
Конспект занятия по развитию речи Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята» Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.
Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.
Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением — туман Задачи продолжаем знакомство с природными.
Источник
НОД по разделу «Обучение грамоте» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Явления природы»
Цели: Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи. Развитие навыков. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-образовательные:
— знакомство со значением новых (непонятных) слов;
— закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
— формирование интонационной выразительности речи.
Коррекционно-развивающие:
— развитие фонематического слуха и восприятия;
— развитие лексико-грамматической стороны речи;
— развитие навыка словообразования и словоизменения;
— обогащение словаря по теме;
— развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать интерес к логопедическим занятиям
— воспитывать умение слушать;
— воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе;
— воспитывать целеустремленность;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающему.
1. Организационный момент.
Дети встают в круг. Логопед читает стихотворение.
Половодье и гроза,
Утром на траве роса,
Радуга после дождя
И журчание ручья.
Наводнения, бураны,
Листопады, снегопады.
Есть в любое время года… (Проявления природы)
Сегодня утром, когда каждый из нас шел в детский сад, то какую погоду можно было наблюдать? (Было пасмурно и дождливо.)
Да, вы правы. За долгую зиму мы так соскучились по теплу и солнышку. И надеюсь, что оно вскоре будет нас радовать все чаще и чаще. А сейчас, давайте подарим друг другу солнечные улыбки и займем свои места. Сегодня мы вместе с вами будем вспоминать, что мы знаем о природных явлениях.
2. Работа над словообразованием.
Ребята, посмотрите на доску.
Все явления природы, изображенные на картинках вам знакомы?
Среди названий природных явлений есть такие слова, в смысле которых заключено два слова.
Назовите их. Объясните, почему вы так решили?
Землетрясение – земля трясется
А знаете ли вы значение слова «половодье»? (Полная вода. Это, когда реки выходят из берегов и затапливают поля, села.)
Далее логопед объясняет значение слова «радуга»:
В старину, было слово «ра» — оно обозначало «солнечный свет». И слово «дуга» обозначает какую-то кривую.. Значит слово «радуга» обозначает искривление, которое появляется при солнечном свете.
3. Работа над звукобуквенный анализом.
Ребята, что означает слово «радуга» вы узнали. А сможете ли вы подобрать к слову «радуга» соответствующую схему?
На доске из магнитной азбуки выложено несколько схем слов. К слову «радуга» подходит только одно. Дети его находят и обосновывают свой выбор, производят звукобуквенный анализ.
4. Составление предложений с заданными словами. Работа со схемами предложений.
Ребята, а вы сможете составить предложения со словами «радуга» — «дождь»?
После дождя на небе появилась радуга.
Далее дошкольникам предлагается составить предложение со словами: «зима» — «снегопад», «весна» — «половодье», «водопад» — «гора».
Последние предложения получаются: С горы падает водопад. В горах можно увидеть водопад.
А вы знаете, чтов горах можно увидеть не только водопады. В горах может произойти землетрясение.
Посмотрите внимательно на схемы предложений, которые начерчены на доске.
Подберите соответствующую схему к моему предложению: В горах произошло сильное землетрясение.
На доске представлены разные схемы предложений. Дети подбирают соответствующую схему.
5. Работа над интонационной выразительностью речи.
Ребята, а вы знаете о том, что если в предложение выделять интонацией разные слова, то смысл предложения может меняться?
Давайте попробуем выделить слово «горах».
В горах произошло сильное землетрясение.
Это означает, что именно в горах произошло землетрясение.
горах произошло сильное землетрясение.
В горах произошло сильное землетрясение.
В горах произошло сильное землетрясение.
А это обозначает, что в горах произошло землетрясение, ни лавина сошла, ни ветер сильно дул.
Далее идет работа над вопросительной и восклицательной интонацией предложения.
6. Работа по исключению «4-го лишнего» с опорой на характеристику звуков.
Детям предлагается среде цепочки слов найти лишнее.
Ребята, послушайте мои слова. Найдите среди них лишнее. Обратите внимание на первый звук и твердость/мягкость согласного:
Туман – водопад – радуга – метель.
Слово «туман» — лишнее, потому что во всех словах 1-й звук звонкий, а в слове «туман», первый звук глухой.
Таким же образом производится разбор слов с обращением внимания на глухость/звонкость первого согласного:
Туман – снегопад – ветер – половодье (лишнее слово «ветер»)
7. Развитие логического мышления.
Ребята, а правильно ли будет мое утверждение:
Дует ветер, потому что качаются деревья?
Нет. Все наоборот. Ветер дует и поэтому качаются деревья.
А такое: Зимой часто бывают снегопады.
Если тротуар мокрый, значит прошел дождь.
«Нет», потому, что тротуар может быть мокрым, потому что его полила поливальная машина.
8. Итог занятия.
Источник