Явления природы логопедическое занятие

Конспект занятия по развитию речи «Природные явления»

Цель: знакомство детей с природными явлениями.

— познакомить детей с природными явлениями;

— знакомство со значением новых (непонятных) слов;

— закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

— формирование интонационной выразительности речи.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Природные явления“» размещена в разделах

Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», — говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».

Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей) За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.

I. Половодье и гроза,

Есть в любое время года… (Проявления природы)

— Давайте посмотрим в окно, какую погоду мы наблюдаем?

— А какое время года за окном?

— Как в думаете, какие природные явления происходят зимой?

— Среди названий природных явлений есть такие слова, в смысле которых заключено два слова. Называйте ребёнку природное явление, а он пусть объяснит вам его значение.

— Землетрясение – земля трясется

— А знаете ли вы значение слова «половодье»? (Полная вода -это, когда реки выходят из берегов и затапливают поля, села.)

— Радуга (В старину, было слово «ра» — оно обозначало «солнечный свет» и слово «дуга» обозначает какую-то кривую. Значит, слово «радуга» обозначает искривление, которое появляется при солнечном свете)

III. Попросите ребёнка составить предложения из предложенных слов.

IV. Работа над интонационной выразительностью речи.

— Попросите ребенка произнести предложение с разной интонацией, которая зависит от знака препинания.

«В горах произошло сильное землетрясение.»

«В горах произошло сильное землетрясение!»

«В горах произошло сильное землетрясение?»

Локти согнули, кисти встряхнули —

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

— рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)

— свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)

— летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)

— висит, растёт, тает, плачет, капает. сосулька)

— распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут. (цветы)

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Читайте также:  Природный серотонин где содержится

-Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

-Песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

-Песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

-Песенку насоса (С) — стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

8. Итог занятия.

На этом наше занятие закончилось. Спасибо, все молодц!

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята» Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением — туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Читайте также:  Природа опасности охрана природы

Источник

НОД по разделу «Обучение грамоте» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Явления природы»

Цели: Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи. Развитие навыков. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-образовательные:
— знакомство со значением новых (непонятных) слов;
— закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
— формирование интонационной выразительности речи.

Коррекционно-развивающие:
— развитие фонематического слуха и восприятия;
— развитие лексико-грамматической стороны речи;
— развитие навыка словообразования и словоизменения;
— обогащение словаря по теме;
— развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать интерес к логопедическим занятиям
— воспитывать умение слушать;
— воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе;
— воспитывать целеустремленность;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающему.

1. Организационный момент.

Дети встают в круг. Логопед читает стихотворение.

Половодье и гроза,
Утром на траве роса,
Радуга после дождя
И журчание ручья.
Наводнения, бураны,
Листопады, снегопады.
Есть в любое время года… (Проявления природы)

Сегодня утром, когда каждый из нас шел в детский сад, то какую погоду можно было наблюдать? (Было пасмурно и дождливо.)
Да, вы правы. За долгую зиму мы так соскучились по теплу и солнышку. И надеюсь, что оно вскоре будет нас радовать все чаще и чаще. А сейчас, давайте подарим друг другу солнечные улыбки и займем свои места. Сегодня мы вместе с вами будем вспоминать, что мы знаем о природных явлениях.

2. Работа над словообразованием.

Ребята, посмотрите на доску.

Все явления природы, изображенные на картинках вам знакомы?

Среди названий природных явлений есть такие слова, в смысле которых заключено два слова.

Назовите их. Объясните, почему вы так решили?

Землетрясение – земля трясется

А знаете ли вы значение слова «половодье»? (Полная вода. Это, когда реки выходят из берегов и затапливают поля, села.)

Далее логопед объясняет значение слова «радуга»:

В старину, было слово «ра» — оно обозначало «солнечный свет». И слово «дуга» обозначает какую-то кривую.. Значит слово «радуга» обозначает искривление, которое появляется при солнечном свете.

3. Работа над звукобуквенный анализом.

Ребята, что означает слово «радуга» вы узнали. А сможете ли вы подобрать к слову «радуга» соответствующую схему?
На доске из магнитной азбуки выложено несколько схем слов. К слову «радуга» подходит только одно. Дети его находят и обосновывают свой выбор, производят звукобуквенный анализ.

4. Составление предложений с заданными словами. Работа со схемами предложений.

Читайте также:  Умеет петь от природы

Ребята, а вы сможете составить предложения со словами «радуга» — «дождь»?

После дождя на небе появилась радуга.

Далее дошкольникам предлагается составить предложение со словами: «зима» — «снегопад», «весна» — «половодье», «водопад» — «гора».

Последние предложения получаются: С горы падает водопад. В горах можно увидеть водопад.

А вы знаете, чтов горах можно увидеть не только водопады. В горах может произойти землетрясение.

Посмотрите внимательно на схемы предложений, которые начерчены на доске.

Подберите соответствующую схему к моему предложению: В горах произошло сильное землетрясение.

На доске представлены разные схемы предложений. Дети подбирают соответствующую схему.

5. Работа над интонационной выразительностью речи.

Ребята, а вы знаете о том, что если в предложение выделять интонацией разные слова, то смысл предложения может меняться?

Давайте попробуем выделить слово «горах».

В горах произошло сильное землетрясение.

Это означает, что именно в горах произошло землетрясение.

горах произошло сильное землетрясение.

В горах произошло сильное землетрясение.

В горах произошло сильное землетрясение.

А это обозначает, что в горах произошло землетрясение, ни лавина сошла, ни ветер сильно дул.

Далее идет работа над вопросительной и восклицательной интонацией предложения.

6. Работа по исключению «4-го лишнего» с опорой на характеристику звуков.

Детям предлагается среде цепочки слов найти лишнее.

Ребята, послушайте мои слова. Найдите среди них лишнее. Обратите внимание на первый звук и твердость/мягкость согласного:

Туман – водопад – радуга – метель.

Слово «туман» — лишнее, потому что во всех словах 1-й звук звонкий, а в слове «туман», первый звук глухой.

Таким же образом производится разбор слов с обращением внимания на глухость/звонкость первого согласного:

Туман – снегопад – ветер – половодье (лишнее слово «ветер»)

7. Развитие логического мышления.

Ребята, а правильно ли будет мое утверждение:

Дует ветер, потому что качаются деревья?

Нет. Все наоборот. Ветер дует и поэтому качаются деревья.

А такое: Зимой часто бывают снегопады.

Если тротуар мокрый, значит прошел дождь.

«Нет», потому, что тротуар может быть мокрым, потому что его полила поливальная машина.

8. Итог занятия.

Источник

Оцените статью