Конспект НОД в подготовительной группе «Природные явления»
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Природные явления» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект занятия, направленный на знакомство детей природными явлениями, формирование интереса к познанию природы.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Природные явления“» размещена в разделах
Образовательная область: Познавательное развитие.
Знакомство детей с природными явлениями.
Познакомить детей с природными явлениями (дождь, роса, град, туман, втер, облака, солнце, метель, буран, оттепель, северное сияние, формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (заря, роса, туман, втер, облака, солнце, календарь природы.
Воспитатель обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями.
Предлагает детям подумать, о чем сегодня пойдет речь. Подводит детей к выводу о том, что говорить будут о природных явлениях.
Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», — говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)
Воспитатель: За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
Воспитатель: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой)
Рассказ воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день.
На Руси по цвету зари предсказывали погоду.
Красная вечерняя заря – к ветру.
Солнце село в облака – на другой день дождь будет.
Чистый закат солнца – к ясной хорошей погоде. (призентация)
Воспитатель по ходу презентации рассказывает
Природные явления- это то,что происходит в природе само собой (слайд)
Природных явлений очень много они могут быть обычными, удивительными и опасными (слайд)
И днем и ночью по небу плывут облака. Это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодную погоду, водяной пар, сгустившийся в атмосфере. (слайд)
Серые, сизые и черные грозовые облака состоят из тех же капель.). Более плотные облака — они состоят из крупных кристаллов и капель, поэтому лучи солнца не могут сквозь них проникнуть. Они кажутся темными и зловещими, если смотреть с земли.
Темно-серые тяжелые облака называются тучами (слайд)
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, как же образуется дождик (слайд)
(Дети отвечают- каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.) Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождь
Проводится физкультминутка: «Дождь» (под музыку)
Воспитатель читает стихотворение А. Л. Барто «Гроза» (слайд)
В дом ворвались сквозняки,
Ребята, а кто мне может сказать какое сейчас время года?
А как называется месяц весны?
А вы знаете, что в МАЕ бывают первые грозы?
Но большее число гроз бывает во вторую половину лета, причем после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета.
Гроза является самым ярким летним явлением природы. Молния – это электрический разряд, который происходит между сближающимися облаками. Гром – это звук от разряда.
Гром безопасен, он говорит нам о том, что молния уже миновала.
Значит, сначала сверкает молния, а потом гремит гром!
Еще одно природное явление -это град (слайд)
Град выпадает, когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше. На землю выпадают уже не капли, а твердые шарики. Откуда берется град?
Град – редко встречающийся вид осадков. Весьма интересное зрелище представляют собой градины, огромный рой которых несется к земле и с такой силой ударяется о нее и о различные предметы на ее поверхности, что часто приносит ощутимый вред. Иногда – правда, крайне редко – особенно крупный град может ранить и даже убить животное или человека.
Как правило, град идет в теплую погоду, и часто его сопровождает гром, молния и дождь. Он образуется, когда капли дождя застывают, проходя через холодные слои атмосферы. Одиночные капли превращаются, конечно, в очень маленькие градины, однако с ними происходят удивительные явления. Падая вниз, такая градинка может натолкнуться на встречный поток воздуха от земли. Тогда она вновь поднимается вверх – туда, где капли дождя еще не успели замерзнуть.
-Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
— Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов?
Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке.
Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга (ответы)
Воспитатель:Солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли образуется- Радуга (слайд)
Когда вода оседает на траву возникает природное явление -Роса (слайд)
Роса — это капельки воды на стебельках и листьях растений. Обычно роса появляется ночью или рано утром. Если пройти утром по росе можно промочить ножки, а если потрогать цветочки, будут влажными ручки.
Воспитатель: читает стихотворение Т. Тарасова
Спрятал всех большой сугроб?
За окном стоит туман. (слайд)
Туман состоит из крошечных капелек воды. Сотни маленьких капель воды движутся по воздуху. В очень холодных условиях туман состоит из ледяных кристаллов. Туман может быть очень густым, когда нам трудно увидеть что-то вокруг, а бывает и не очень сильным.
Подвижная игра. «Густой туман» (Игра направлена на взаимодействие детей в парах.)
Шаг 1. Воспитатель объявляет, что из-за тумана, ничего не видно, а игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку. Детей разбивают на пары.
Шаг 2. Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия!
Воспитатель:Отдохнули? Продолжаем говорить о природных явлениях. (слайд)
Ветер- это движение воздуха. Да, ребята, ветер – это природное явление. Ветер представляет собой поток воздуха, движущийся в определенном направлении.
Метель — это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. (слайд) Снег может подниматься как ранее выпавший, так и сопровождаться снегопадом.
Зимой сильные метели называются бураном. (слайд)
Резкое потепление приводит к оттепели (слайд)
Оттепель – это когда на улице потепление, снег начинает таять, появляются сосульки. (слайд)
К удивительным природным явлениям относится северное сияние, во время которого на небе можно наблюдать разноцветное свечение. (слайд)
К опасным природным явлениям относится наводнение (слайд, землетрясение (слайд,
Все эти природные явления могут причинить огромный вред человеку.
Землетрясение как и наводнения всегда ведут к разрушениям.
Природными явлениями человек управлять не может.
Но можно изучить причины по которым они возникают, и возможно как-то повлиять на ситуацию. Ведутся исследования по локальному ослаблению тайфунов и туманов. Управлять конечно погодой, мечтают наверно каждый житель на земле, это древняя мечта человечества!
А какие два открытия мы сегодня сделали? (Ответы детей — узнали как
А какие два открытия мы сегодня сделали? (Ответы детей — узнали как
Воспитатель: Ребята, давайте мы вспомним стихи о природе.
Есть на земле огромный дом
Живут в нем солнце, дождь и гром
Живут в нем птицы и цветы,
Живешь в том светлом доме ты
Природою родной земли
Воспитатель: Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства. Растите, дети и берегите Землю. Она вернёт вам заботу о себе — хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой земного царства Природы.
Прикреплённые файлы:
Конспект урока в 9 классе «Физика и лирика. Физические явления в поэзии» Радость видеть и понимать является самым прекрасным подарком природы. А. Эйнштейн 1. О цветах мыльного пузырька писал в своих стихах С.
Фотокнижка-малышка «Явления природы» Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. С. Лупан Как-то я задумалась, как же доступным способом объяснить.
Снежный городок «Природные достопримечательности Урала» Ежегодно в нашем детском саду проводится конкурс «Снежный городок». Тема этого года «Детский туризм» Мы решили в рамках этого конкурса познакомить.
Фотозарисовки природного явления «Радуга — цветная дуга» Предлагаю вашему вниманию фотозарисовки великолепного,красочного зрелища -красивой радуги,которая появилась вчера после дождя ранним утром.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.
Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.
Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии» Хочу познакомить, вас с изготовлением макета природных зон. Он знакомит детей с природой родного края. Он изготовлен из коробок из под.
Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением — туман Задачи продолжаем знакомство с природными.
Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.
Загадки «Явления природы» 1. Летом греет, Зимой холодит. (Солнце) 2. Весь мир кормлю, А сама не ем. (Земля) 3. Бежать, бежать – Не добежать, Лететь, лететь – Не долететь.
Источник