Явления события человека животного

Тема 3. Развитие психики человека и животных.

1. У животных известны 3 основных формы поведения, как средства приспособления к окружающему миру:

1. Инстинкты – сложные врождённые действия животных, с помощью которых они удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой цепь безусловных рефлексов (сезонные перелёты птиц, постройка гнёзд, запас пищи на зиму, спячка и т.д.); инстинкты бывают очень сложными (постройка сот пчелами, жилищ бобрами, жизнь муравьев) однако, не смотря на сложность, в инстинктах животных и насекомых, нет разума (гагарка высиживает камни). Инстинкты ест и у человека, но у него они контролируются сознанием.

2. Навык – способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений (действия животных в цирке). Физиологически в основе навыка лежит система условных рефлексов (приобретенных). Навык – более гибкая форма поведения, однако и в нем нет разума (дрессированная собака).

3. Интеллектуальное поведение – простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связей между предметами.

2. Развитие психики человека коренным образом отличается от пути развития животных: во-первых, у человека есть речь разум и абстрактное мышление; во-вторых, благодаря речи человек может планировать свои действия; в-третьих, человек изготавливает, хранит и использует орудия труда; в-четвертых, человек способен воспринимать опыт других людей и прошлых поколений.

Существует гипотеза, что человек произошел от обезьяны, и как писал Энгельс сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились теми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий.

Согласно учению Дарвина природные условия изменили способ передвижения обезьян – передние конечности освободились от передвижения и стали постепенно участвовать в трудовых операциях.

Читайте также:  19992 год какого животного

Главным отличием человека от животного и является трудовая деятельность.

Животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, а человек своим трудом активно воздействует на природу, преобразует ее для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда требовал от людей коллективного сотрудничества, а коллективный труд возможен лишь, при том условии, что каждый будет знать общую цель труда, роль каждого члена коллектива и согласованно выполнять отдельные трудовые операции. Для этого людям необходимо обращаться, воздействовать друг на друга. В результате не развитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для произношения членораздельных звуков.

Начала складываться особая форма сигнализации – звуковой язык – средство общения между людьми.

Таким образом, шло развитие сознания человека.

Сознание – высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью речи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

38.Психика животных и психика человека

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

Читайте также:  1989 какого животного характер

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

39.Определение Сознания

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Читайте также:  Лунный день какого животного сегодня

Источник

Оцените статью