Зачем нужен календарь природы

Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Одним из направлений познавательного развития детей является ведение календарей природы.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document icondoklad_o_kalendaryah.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

Календари погоды и природы

Одним из направлений познавательного развития детей является ведение календарей природы.

В уголке природы каждой группы детского сада имеются свои календари природы.

Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем — использование в образовательном процессе.

Значение календарей природы

  • расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности;
  • устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними;
  • развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес;
  • В плане умственного воспитания: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера.
  • красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического воспитания, у детей развивается художественное восприятие действительности.
  • приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.
  • Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании: дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.
  • обогащается словарный запас;
Читайте также:  Лето вода природа красота

Словесные игры , активизирующие речевую активность детей:

В работе с календарями природы мы опираемся на рекомендации С.Н. Николаевой.

Можно выделить три типа календарей , имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях.

  • Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.
  • Календарь наблюдений за птицами.
  • Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью: для младшего и среднего возраста, для старших групп.

Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Младшие дошкольники , работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц: отыскивая карточки с изображением птиц (с помощью воспитателя), дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с явлениями природы в младшем дошкольном возрасте – это систематические наблюдения в повседневной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей — плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов и просто украшать помещения.

Читайте также:  Лесная зона вид природных зон

С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления. Для средней группы количество картинок можно увеличить — добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице. В те дни, когда наблюдения не проводятся, наглядные пособия должно быть убрано.

Так рекомендует нам С. Николаева , но можно уже в средней группе начинать знакомить детей с условными обозначениями, учить пользоваться ими при заполнении календарей природы.

Это зависит от развития детей группы, их способностей и работы воспитателя в этом направлении.

Календарь старшей и подготовительной группы заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки — «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).

Образец заполнения календаря старшей группы

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы.

Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя, значками изображают погоду.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели — разным цветом (например, понедельник — фиолетовым, вторник — синим, среда — голубым, четверг — зеленым, пятница — желтым, суббота — оранжевым, воскресенье — красным); погоду — значками натуралистического характера (например, ветер — дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого.

Читайте также:  Журнал охрана дикой природы

Календари природы дополняются альбомами с рисунками детей. О наиболее интересных наблюдениях можно организовать фотовыставку.

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал:

  • использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.
  • Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром.
  • Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.

Список использованных источников

1. Николаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников»,

2. «Дошкольное воспитание», № 4, 1982, с.35

3. «Дошкольное воспитание», №6, 1983, с.54

Источник

Оцените статью