Понятие охраны природы и его составляющие
Охрана природы — это комплекс мер по рациональному расходованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов: видового многообразия фауны и флоры, чистоты воды, лесов, атмосферы и запасов, хранящихся в недрах Земли.
Этот комплекс затрагивает не только природную среду, но и антропогенную — совокупность объектов, созданных людьми в процессе хозяйственной и научной деятельности. Источник: 900igr.net Как видно из таблицы, комплекс мер по рациональному природопользованию представляет собой работу по четырем направлениям: изучение, охрана, освоение и преобразование. В центре внимания находятся задачи по сохранению биосферы — заселенной живыми организмами оболочки планеты, а также входящих в ее состав экосистем. Основной целью выступает поддержание благоприятных для человека условий существования на Земле, природы, которую необходимо сохранить для наших потомков в отдаленном будущем. Примечание 1
Цели, задачи и основные направления охраны природы изучают в рамках экологии, биологии, географии, других естественных наук. Она имеет историческое, социальное, государственное и экономическое значение.
Основные принципы охраны природы
- учет возможностей самовосстановления ресурсов;
- приоритет обеспечения комфортных экологических условий для жизни на планете;
- возмездность использования природы;
- баланс экономических и экологических интересов;
- необходимость международного сотрудничества;
- недопущение необратимых последствий для биосферы, учет возможных перспектив;
- неотвратимость ответственности на нарушение правил защиты окружающей среды.
Также для направления является актуальным понятие гласности — подробного освещения работы экологических компаний. На каждую организацию возложена обязанность поддерживать двустороннюю связь с общественными объединениями, работающими над решением экологических проблем.
Правила охраны природы
Правила охраны природы составляются с учетом:
- региональных особенностей, местных природных условий, объемов, количества и качества природных ресурсов;
- интересов разных отраслей;
- взаимосвязей природных процессов.
Планы работы природоохранных организаций составляют специалисты, а утверждаются они на высшем уровне: руководством государств, международных организаций.
В России существуют федеральные программы по охране окружающей среды, одобренные и утвержденные президентом, а также региональные — принятые на уровне республик, областей, автономных округов.
Важный момент в развитии природоохранного направления — обязательность знакомства с правилами в раннем возрасте. С этой целью детей учат бережно относится к растениям и животным, осваивать методы рационального пользования водой, электричеством.
Современные проблемы охраны природы
В современном мире главными факторами, негативно влияющими на состояние биосферы планеты, являются:
- предприятия, выбрасывающие в атмосферу вредные вещества;
- заводы, загрязняющие воды рек и морей неочищенными сливами;
- сельскохозяйственные компании, злоупотребляющие удобрениями и инсектицидами, изменяющие характеристики плодородного грунта;
- лесоперерабатывающие комбинаты, ведущие масштабную вырубку лесов.
Все эти субъекты действуют в экономических интересах, не всегда соблюдая баланс между требованиями экологии и хозяйственным результатом. Это и является главным источником проблем в сфере охраны природы.
С развитием технологий антропогенная деятельность приобретает все более агрессивные формы. На данном этапе человек активно воздействует как на локальные природные системы, так и на экосистему в целом.
Учитель непонятно объясняет предмет?
Источник
1.Предмет и задачи природопользования и охраны природы.
Природопользование (как практическая деятельность человека) — использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Природопользование (как наука) — область знаний, разрабатывающая принципы рационального (разумного) природопользования.
Природопользование включает в себя:
— охрану и возобновление природных ресурсов и их переработку;
— использование и охрану природных условий среды жизни человека;
— сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;
— регуляцию воспроизводства человека и численности людей.
Природопользование может быть общее и специальное в зависимости от необходимости разрешения на использование природных ресурсов.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование воздухом, водой и т.д.).
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование регулируется экологическим законодательством.
В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное.
Рациональное природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.
Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе.
Понятие об охране природы.
Охрана природы (окружающей природной среды) — система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов и улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.
Цели и задачи природопользования как науки. По Ю.Н. Куражковскому (1969), «задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями».
Основные цели природопользования как науки:
- Рациональное размещение отраслей производства на Земле.
- Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.
- Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:
Источник
2. Понятие, принципы, задачи охраны окружающей среды. Источники.
Охрана окружающей среды — это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания наиболее благоприятных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей живущих и грядущих поколений.
Участие государства в этих мероприятиях закономерно и обязательно, поскольку охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека — неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.
В ч.1ст.46 Конституции РБ закреплено, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».
Государственная политика в области охраны окружающей среды строится в соответствии со следующими принципами:
- приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;
- соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
- сочетание национальных и международных интересов в области охраны окружающей среды;
- рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. В ч.2ст.46Конституции Республики Беларусь определено, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;
- гласность в работе, тесная связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.
- обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды;
- регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;
- сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.
- климатические ресурсы,
- атмосфера (включая озоновый слой),
- земля, ее недра и почва,
- вода (поверхностная, подземная и почвенная влага),
- растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания,
- типичные и редкие ландшафты,
- иные природные объекты как компоненты экологических систем и биосферы.
- планирование и нормирование качества окружающей среды мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;
- страхование граждан, образование государственных, общественных и иных фондов помощи лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;
- возмещение в добровольном и судебном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
- привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь лиц, умышленно искажающих или скрывающих информацию о состоянии окружающей среды, препятствующих выполнению гражданами и общественными объединениями их прав, вытекающих из законодательства Республики Беларусь; другие гарантии, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
- последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии;
- развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;
- совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
- усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
- реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население;
- создание надежных систем мониторинга окружающей среды;
- повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
- обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях.
- завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения;
- выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших;
- упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения;
- отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев.
- поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни;
- осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения;
- снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий;
- снижение социально-психологической напряженности;
- защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов;
- совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Источник