Задача природного характера обж

Урок 4. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них

Опасные природные явления существовали задолго до появления современной цивилизации и техносферы. Человек с древних времен знаком с ними и часто связывал эти явления со сверхъестественными силами.

Однако сегодня опасные природные явления достаточно хорошо изучены, не менее известными являются факты их распространения по планете, причины возникновения и способы защиты от них в современных условиях жизнедеятельности.

Каждый человек обязан знать опасные природные явления, характерные для своего места проживания и способы поведения в случае их возникновения для защиты себя и своих близких.

Цели и задачи

Сформировать представления о правилах безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

  • познакомить с основными чрезвычайными ситуациями природного характера и их возможными последствиями;
  • охарактеризовать наиболее распространённые чрезвычайные ситуации природного характера в Российской Федерации;
  • познакомить с общими рекомендациями по обеспечению личной безопасности в условиях возникновения чрезвычайные ситуации природного характера.
Узнаем, научимся, сможем
  • основные чрезвычайные ситуации природного характера;
  • последствия чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • наиболее распространённые чрезвычайные ситуации природного характера в Российской Федерации;
  • общие рекомендациями по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • правилам безопасного поведения человека в условиях возникновения опасностей природного происхождения;
  • использовать рекомендованные правила безопасного поведения человека в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайная ситуация природного характера

Восстановите понятие посредством заполнения пропусков в предложении:

Чрезвычайная ситуация природного характера – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, , катастрофы, или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, здоровью людей или окружающей природной среде, значительные потери или нарушения условий людей.

Источник

Открытый урок «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательные: Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.

2. Развивающие: Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;

3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Читайте также:  Вертикальная смена природных зон

Тип урока: урок-соревнование

  • Наглядные
  • Репродуктивные, частично-поисковый
  • Словесные
  • Самостоятельные.
  1. Организационный момент
  1. Целеполагание и мотивация
  1. Основной этап – обобщение, систематизация и контроль знаний
    1. Вопросы для актуализации (фронтальный опрос)
    • Чтоже такое чрезвычайная ситуация?
    • Какая организация занимается ЧС? МЧС.
    • Как расшифровывается МЧС?
    • Кто возглавляет МЧС?
    • Что называется опасным природным явлением?
      1. Подготовительный этап игры-соревнования
        1. Игровой этап

        40. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжитель­ности, скорость которого превышает 120 м/с, — это: а) тайфун; б) шторм; в) торнадо; г) ураган.
        50. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин: а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных; б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах; в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.

        Этап 3. «Вопрос» 10. Как называется организованный вывоз населения из зоны ЧС? (Эвакуация). 20. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (При наводнении). 30. В каких районах на территории России часто происходят извержение вулканов? (На Камчатке и Курильских островах). 40. Где действие цунами не опасно? (В открытом океане).

        50. Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее? (Низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

        Этап 4 «Величины измерения» 10. Ветер со скоростью до 20 м/с называется: а) ураган б) бриз в) буря г) циклон 20. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из учёных создал шкалу силы ветра: а) Рихтер б) Бофорт в) Ломоносов г) Менделеев
        30. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (по шкале Меркали)

        40. Землетрясения, какой силы начинают ощущать люди? (3-4 балла) 50. При землетрясениях какой силы наблюдаются тотальные разрушения, происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений. ( При землетрясении в 12 баллов).

        Этап 5. «Действия людей при ЧС ситуации природного характера» 10. В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега. Каким образом человек может определить, где верх, а где низ? (Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта).
        20. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо: а) открыть окна и двери на нижнем этаже; б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации; в) перенести на нижние этажи ценные вещи.
        30. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет: а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в дверном проеме; б) позвонить в аварийную службу, отключить элект­ричество, газ, воду, занять место у окна; в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.
        40. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо: а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков; б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие; в) укрыться за большим камнем.
        50. Что необходимо сделать при внезапном возникновении бури, урагана, смерча, если вы находитесь на улице? (Отойти подальше от зданий и сооружений, найти естественное укрытие (овраг, яма, ров, канава), лечь на дно и плотно прижаться к земле, закрыв голову руками).

        Этап 6. Буклет После жеребьёвки каждая команда представляет (демонстрирует) свой буклет об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и отдаёт жюри для оценивания (от 10 до 50 баллов). Этап 7. Разгадай кроссворд За каждое угаданное слово – 10 баллов.

        По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень). 2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера). 3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина). 4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение).
        По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).2.По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера). 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган). 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение). 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон).
        По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).

        • Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!
        • Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!
        1. Домашнее задание
        1. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы Безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 128 с.
        2. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. Для учащихся / под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2007. – 224.: (Академический школьный учебник.)
        3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с. – (Академический школьный учебник).
        10 1
        20 2
        30 3
        40 4
        50 5

        Разгадай кроссворд 1 По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Обвал массы снега на горных склонах. 4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море.
        По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.

        По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли. 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек. 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов. 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.
        По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС. 11

        Источник

        Читайте также:  Время работы министерства природных
Оцените статью