Задачи управления охраны природной среды

Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы

Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции). На правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ координации деятельности всех органов в области ООС, образования и использования внебюджетного экологического фонда, установления порядка платы за природопользование, обеспечение населения экологической информацией (рис. 4).

По Конституции РФ природопользование, ООПС, обеспечение экологической безопасности составляет совместную компетенцию Федерации и субъектов федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно подразделить на семь комплексных групп:

1. Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования ООПС и обеспечение экологической безопасности.

2. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

5. Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем.

6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7. Международное сотрудничество.

Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры, разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные и исполнительные органы федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах представляемых ими административно-территориальных образований (областей, краев и т. д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов и их уровней.

Рис. 4. Органы управления РФ в области охраны окружающей среды

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительно федеральную собственность. Это определяет объем предоставленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся, соответственно, в ведении Федерации, субъектов Федерации или местных органов.

Читайте также:  Дикая природа реки амазонки

Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдаются исполнительным органом Федерации. Такие же права принадлежат краевым, областным органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности.

Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.

Существует также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» всего пять вопросов относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа:

  • определение основных направлений экологической политики; утверждение государственной экологической программы; определение правовых основ регулирования природных отношений; определение полномочий в области охраны окружающей природной среды и порядка организации и деятельности органов управления в данной области;
  • установление режима в зонах чрезвычайной экологической ситуации и в зонах экологического бедствия.
  • утверждение программ по рациональному использованию и охране окружающей среды;
  • создание экологических фондов и определение порядка предоставления земельных участков;
  • объявление на своей территории природных объектов памятниками природы;
  • принятие решений об образовании и деятельности природоохранных инспекций.
  • разрабатывают порядок охраны и использования природных ресурсов;
  • запрещают проведение на подведомственной им территории мероприятий, которые могут быть неблагоприятными по своим экологическим последствиям;
  • выносят решения о прекращении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных или строительных норм на подведомственной территории;
  • объявляют природные объекты местного значения памятниками природы, если они имеют экологическую, историческую или научную ценность и определяют режим их охраны.
  • установление на подведомственной территории порядка и условий размещения предприятий, которые не являются муниципальной собственностью;
  • остановка строительства или прекращение эксплуатации объектов, если выявлены нарушения экологических и санитарных норм;
  • запрещение на подведомственной территории проведения мероприятий, ведущих к неблагоприятным экологическим последствиям.

Источник

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственные специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды по объему и характеру своей компетенции подразделяются на четыре вида: комплексные, отраслевые, функциональные и территориальные.

Читайте также:  Биополе человека от природы

Комплексные органы выполняют все задачи или какой-либо блок природоохранных задач. Отраслевые — сосредоточивают внимание на охране и использовании отдельных при­родных объектов.

Функциональные — выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

К комплексным органам управления относятся:

* Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

* Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (МЧС России);

* Федеральная служба России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды;

* Министерство природных ресурсов РФ.

Отраслевые специально уполномоченные органы включают:

* Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству;

* Федеральную службу лесного хозяйства;

* Комитет Российской Федерации по рыболовству;

* Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.

К функциональным и территориальным специально уполномоченным органам относятся:

* Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;

* Федеральный горный и промышленный надзор России;

* Государственный таможенный комитет РФ;

* Министерство внутренних дел России.

Функции, которые выполняют специальные органы управления охраны окружающей природной среды, следующие:

1. На Министерство природных ресурсов РФ возложены задачи в части рационального использования и охраны видов природных ресурсов. Оно выполняет два блока функциональных обязанностей: по управлению природными ресурсами и их регулированию. Так же ведет учет, регистрацию и паспортизацию природных ресурсов, выступает заказчиком при сооружении производственных объектов, организует эксплуатацию и строительство природоохранных сооружений.

2. Госкомсанэпидемнадзор, являясь главным органом санитарного надзора и выполняет следующие функции:

* координирует деятельность министерств и ведомств, предприятий и организаций в области санитарной охраны природной среды;

* разрабатывает и утверждает санитарные нормативы вредных веществ в окружающей среде, санитарные нормы и правила, обязательные для всех хозяйствующих субъектов и граждан;

* осуществляет через санитарно-эпидемиологическую службу надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, водных источников и почвы от загрязнения веществами, вредными для здоровья человека;

3. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет проведение наблюдений, оценка, прогноз состояния окружающей среды (атмосферы, почвы, поверхностных вод, суши, морской среды, сельскохозяйственных угодий и культур, околоземного космического пространства). Основная функция — информировать население и гос. службы о состоянии и изменениях в окружающей среде.

4. Министерство по чрезвычайным ситуациям занимается вопросами обеспечения безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, произ­водственных аварий и катастроф. Функция МЧС состоит в принятии чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф.

Читайте также:  Древние люди использовали только природные

5. Роскомзем осуществляет учет земель, ведение государственного земельного кадастра, регулирование предоставления и изъятия земель, государственный контроль за охраной и использованием земель, руководство землеустроительной службой.

6. Рослесхоз осуществляет охрану, использование, воспроизводство и защиту лесов, организацию лесного хозяйства, о­вод лесосек, выдачу лесорубочных билетов и ордеров, борьбу с лесными пожарами и нарушителями лесного законодательства, проведение мероприятий по воспроизводству лесных масси­вов.

7. Роскомрыболовства осуществляет разработку мер по регулированию использования, охране и воспроизводству рыбных запасов; регулирование рыболовства и правил охраны рыбных запасов, учет рыбных запасов, установление норм допустимо­го улова рыбы и других водных животных.

8. Минсельхозпрод выполняет три экологические функции, осуществляя:

* управление и охрану животных (учет, регулирование, кон­троль охоты);

* защиту от проникновения на территорию РФ болезней животных и растений;

* контроль за использованием средств химизации и защиты растений.

К числу функциональных и территориальных специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды относятся:

1. Госатомнадзор осуществляет контроль и надзор за производством, транспортировкой, хранением, применением в народном хозяйстве атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью безопасности населения и охраны окружающей среды.

2. Госгортехнадзор организует и осуществляет государственный горный надзор для обеспечения всеми пользователями недр соблюдения правил использования недр, безопасности ведения работ, предупреждения и устранения их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяйство.

3. Государственный таможенный контроль выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом и вывозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.

4. Министерство внутренних дел обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране природной среды.

К числу отраслевых и функциональных органов исполнительной власти можно отнести: Министерство экономики РФ; Госстандарт; Роскартография

В РФ функционирует несколько ведомственных систем мониторинга:

* служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

* служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;

* служба мониторинга водных ресурсов Министерства при­родных ресурсов;

* служба агрохимических наблюдений и мониторинга за­грязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

* служба санитарно-гигиенического контроля среды обита­ния человека и его здоровья;

* Госкомсанэпидемнадзор России и др.

Домашнее задание: написать сообщение на тему: «Правовые и социальные вопросы природопользования»

Источник

Оцените статью