Задания при изучении птиц

Дидактические задания по теме «Птицы»

Тетерев, ворона, утка, сова, цапля, голубь, клёст, журавль, синица, дятел, пеликан, галка.

Подчеркни названия перелётных птиц:

Сорока трясогузка соловей лебедь, клёст, ласточка голубь журавль глухарь кукушка снегирь синица скворец воробей грач ворона сова.

Подчеркни названия зимующих птиц:

Ласточка снегирь скворец клёст воробей соловей глухарь утка сова галка голубь лебедь кукушка синица ворона журавль грач тетерев филин дрозд свиристель сорока

Задание 5 . Филворд «Птицы»

Снегирь, воробей, зимородок,

Сорока, синица, сова, ласточка, филин, свиристель, грач, голубь, скворец, дятел, клёст, лебедь.

«Подскажи словечко»

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей.)

Разве жить не страшно в нем?

Со скалы крутой скатиться.

Два могучие крыла у хозяина. (орла).

Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это .
(Снегири.)

В лесу ночном кукует птица,

А птицу звать . (кукушка).

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова. )

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.(Дятел.)

В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

И ставит подпись . (дятел)

Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)

Очень уж суровы филины и . (совы).

Окраска — сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это. ( Ворона.)

«Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Как сорока хвостом, так болтун языком.
  • Осенью и у воробья пир.
  • И сова своих детей хвалит.
  • Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой.
  • Всякая пташка хлопочет — своего гнезда хочет.
  • Птице даны крылья, а человеку — разум.
  • Плоха та птица, которой своё гнездо не мило.
  • Слово не воробей вылетит – не поймаешь.
  • Гусь свинье-не товарищ.
  • На чужой сторонушке рад своей воробушке
  • Ворон ворону глаз не выклюнет
  • Всяк кулик своё болото хвалит.

«Узнай птицу по описанию»
По описанию птиц и их повадкам определить о ком идет речь:
1. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)
2. Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Эта птица прилетает в середине апреля, она мельче воробья. Сама синевато-серая, с черной окологлазничной полосой. Лоб белый, горлышко черное, а хвост и нижняя сторона тела красно-оранжевые. (ГОРИХВОСТКА)
3. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (ЩЕГОЛ)
4. Есть много разновидностей синиц. Есть большие синицы, есть и маленькие. Раньше 12 ноября отмечали праздник – День синиц. Хохлатая синица. Узнают ее по вздернутому хохолку на голове. Она не только тлей и мелких паучков уничтожает, но и семена шишек достает, это специалист по хвойным деревьям. Как ее еще называют? (ГРЕНАДЕРКА)
5. В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов. (ГОЛУБЬ)

Читайте также:  Аппликация тема перелетные птицы младшая группа

Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько правильных ответов.
Вопросы для блицтурнира:
1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
2. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
3. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)
4. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
6. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)
7. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)
8. У кого самый удивительный нос? (У клёста — крестом, у фламинго — бумерангом.)
9. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)
10. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
11. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)
12. Кто такой лесной петух? (Глухарь)
13. Какая птица может ходить под водой, а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь? (Оляпка)
14. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)
15. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)
16. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
17. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
18. Какая птица выше всех летает? (Орел)
19. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти. Какие же государства поместили орла на свои гербы? (Россия, Польша, США).
20. Назовите сказки, в которых птицы являются главными героями. (Гадкий утенок, Дики лебеди, Серая Шейка, Журавль и Цапля, Кукушка, Лиса и Тетерев и др.)

Барометры природы

По поведению птиц в природе вам необходимо догадаться, какую погоду они предсказывают.

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)
3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)
4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)
5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)
6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)
7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)
8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)
9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)
10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)
11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)
12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)
13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди. (хорошую погоду.)
14. Днём сова кричит. (К дождю.)
15 Синица «рюмит» (к дождю)

Читайте также:  Вот откуда то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы

«Четвёртый лишний»

Каждая команда получит сейчас по две карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.
Примеры карточек:
1. Три из перечисленных здесь птиц — зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)
3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)
4. Одна из этих птиц — не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)
5. Одна из этих птиц зимующая. Какая? (Ласточка, кукушка, синица, жаворонок)

— Определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы.

-Объяснить, почему клюв имеет такую форму.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Кто как летает? По рисункам определить название птицы в полёте.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.______________________________________2_________________________________________

3______________________________________4__________________________________________

5______________________________________6__________________________________________

Источник

Приемы познавательной деятельности учащихся при изучении биологии. Обобщающий урок по теме «Класс птиц. Многообразие птиц»

Урок – основная единица образовательного процесса, форма организации обучения, при помощи которой учителя, работая с постоянным составом учащихся (классом), в течение строго ограниченного отрезка времени, используя разнообразные методы, приёмы и средства обучения, решают учебно-воспитательные задачи.

Многие учителя (в 95% случаев) предпочитают комбинированный урок, однако существует отрицательное мнение ряда педагогов об этом типе учебных занятий. Но за традиционной формой кроются новые развивающие возможности, и при правильном подборе методов и приемов обучения он может стать достаточно эффективным.

Как сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, привить интерес к изучаемому предмету? Задумываясь над этими вопросами, каждый учитель находит свой вариант решений.

Я применяю различные приемы, способствующие развитию познавательных способностей школьников на уроках биологии.

Все модели приемов, которые используются на уроке, (то есть таких приемов, на основе которых можно составить любое задание), все они направлены на развитие познавательных способностей учащихся: развитие быстроты реакции, развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (все виды памяти, внимание, воображение), развитие логического мышления, формирование умения решать нестандартные задачи.

I. Разминка – приемы быстрой фронтальной проверки усвоения программного материала.

Этот вид заданий помогает не только в быстром темпе выявить умения и навыки, но и развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, отвечать четко и конкретно только на предложенное задание.

В качестве примера можно привести задания, построенные по интегративному принципу, которые используются при фронтальной проверке.

  1. Это и шоколадный батончик, и планета. (Марс)
  2. У нее как у животных есть хвост. (Комета)
  3. Богиня красоты и красивая планета. (Венера)
  4. Название этой планеты заканчивается на предпоследнюю ноту нотной гаммы. (Земля)
  5. Название морского бога и планеты. (Нептун)
  6. Этот астрономический прибор носит название аквариумной рыбки. (Телескоп)
  7. Человек идущий рядом и небесное тело, постоянно вращающееся около планет. (Спутник)

Вариантами разминки могут быть различные виды диктантов:

Пример: Учитель не задает конкретных вопросов, а дает ряд утверждений, иногда верных, а иногда и заведомо ошибочных. Если ученик согласен с формулировкой, то он у себя в тетради записывает цифру “1”, если не согласен – ставит “0”.

У одуванчика корневая система стержневая

В корневой системе пшеницы хорошо заметен главный корень

Главный корень развивается из зародышевого корешка

Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя

Все, что у растений находится в почве – это корни

Корневые волоски находятся на всем протяжении корня

Задание проверяется со слов учителя, ответы произносятся вслух или выписываются на доске.

II. Задания, направленные на развитие (памяти, внимания, мышления, воображения).

Кто-то запоминает на слух, кто-то зрительно, кому-то надо объект исследования пощупать, рассмотреть со всех сторон, Такие задания помогут не только выявить, но и развивать, и формировать эти качества.

Развиваем зрительную память

Этот тип заданий ориентирован не только на выявление знаний, но и на развитие зрительной памяти.

Пример: На доске записаны слова, учащиеся смотрят на доску в течение нескольких секунд. Запомните, пожалуйста, предложенные вашему вниманию слова и их порядковые номера, и приготовьтесь через 20 секунд отвечать на мои вопросы. Ответы записывайте в виде порядковых номеров слов.

Это животное состоит из одной клетки

Какое животное имеет щупальца?

Этот червь имеет плоское тело

Тело этого животного имеет кольчатое строение

Под каким номером был записан паразитический червь?

Развиваем слуховую память.

Пример: Учитель произносит только один раз (ряд из 3-6 слов), а ученикам предлагается выполнить следующее задание (варианты по степени сложности):

жерлянка, акула, белуга, анчоус

лютик, ирис, сосна, тюльпан (закодированное слово – лист)

аксолотль, голиаф, амбистома – (обобщающее понятие – земноводные)

III. Логически – поисковые и творческие задания.

Они предполагают в известной степени “ситуацию затруднения”. Ученик должен не только вспомнить определение, формулировку, но и включиться в поисковую деятельность.

Решая такие задачи, учащиеся проявляют не только гибкость и нестандартность мышления, но и умение слушать и слышать, внимание, наблюдательность, быстроту реакции и сообразительность.

При составлении логически-поисковых упражнений очень важен подбор заданий, заставляющих каждый раз искать новый ход рассуждения.

Задание на развитие логического мышления (поиск закономерностей).

Примеры заданий по теме: “Вегетативное размножение растений”.

Допишите недостающие слова и зачеркните буквы в квадратиках. Из оставшихся букв составьте зашифрованное слово

Источник

Оцените статью