Конспект квест-игры «Природа родного края».
Цель : формирование интереса к природе родного края через совместную деятельность взрослых и детей.
• расширять представления детей о природе родного края , об экологической культуре , об ответственности человека за свое будущее;
• развивать умение взаимодействовать со сверстниками : умение договариваться, прислушиваться и уважать мнение других, совместно принимать решения, преодолевать препятствия в ходе коллективной игры; формировать навыки общения с взрослыми;
Воспитатель : Здравствуйте, дети. Мы с вами собрались, чтобы сыграть в экологическую игру-квест (квест – в переводе «поиск» ), название игры «Природа родного края» . Значит, мы с вами будем что-то для чего-то искать, искать, постоянно передвигаясь, и это что-то должно быть связано с природой родного края .
Ребята, как называется село, в котором мы живем? (ответы) .
Как называется наша область? Как называется страна?
На территории нашего края есть леса , реки, луга. Лес – это деревья, ягоды, грибы, орехи, травы, цветы, животные, птицы, в реках — рыба, вода. Видите, каким богатством обладает наш родной край!
Ребята, чтобы наш край был еще богаче, было больше леса, а в лесах было больше животных, в реках было больше рыбы, надо беречь и охранять природу , заботиться о ней.
Сегодня, мы с вами будем искать клад. Нам с вами необходимо будет найти части карты, чтобы сложить эту карту и найти клад, но путь, ребята, будет нелегким. В пути вам пригодятся знания о природе родного края , внимательность, смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.
Березка : Здравствуйте, ребята. Куда путь держите? (Ответы детей) . Хорошо, я вам помогу, но сначала угадайте, кто я? (Березка зачитывает загадку) :
Май серёжки дарит ей. (Береза)
Как вы думаете, в какой же лес вы попали? (Лиственный) . А ответьте-ка на следующие вопросы : Готовы? Внимательно!
1. Ребята, а лес, в котором расту я и мои сестрички, как называется? (березняк, березовая роща) .
2. Если в большом городе удалить все зелёные насаждения. К чему это может привести?
3. Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)
4. Из какого дерева делают спички? (Из осины. Древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так все поры его ствола заполнены влагой).
5. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Березу) .
6. Как называется человек, который охраняет лес, следит за порядком в доверенной ему лесной зоне? (лесник или лесничий) .
7. Какое дерево называют символом нашей Родины? (Березу) . Почему?
8. Растёт ли дерево зимой? (Нет) .
9. Растет ли в наших лесах баобаб? (Только в Африке)
А еще попрошу вас поиграть со мной . Игра называется «С какого дерева листок» . Я показываю листик, вы называете дерево.
Березка : справились, молодцы. Ну что же я вам должна дать часть карты.
Детей встречает ЛЕСОВИЧОК.
Лесовичок : у-ф-ф-ф! Зачем пожаловали? (ответы детей) .
Хорошо, ответьте на мои вопросы :
1. Какие лиственные деревья растут в наших лесах?
2. Назовите хвойные деревья, которые растут в наших лесах? Почему их называют хвойными?
3. Назовите, какие ягоды растут в наших лесах?
4. Какие животные водятся в наших лесах?
5. Глухарь – это животное или птица?
6. Назовите, какие грибы растут в наших лесах.
7. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка) .
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла) .
19. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка) .
Молодцы. Я разрешу вам зайти в лес, но мне необходимо убедиться, что вы знаете, как вести себя на природе , что можно делать в лесу, а чего категорически делать нельзя.
Поиграю с вами в «Экологический светофор» . Вот вам кружки двух цветов : красного, зеленого. Я проговариваю ситуацию : если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок. Он означает : «стой! Твои действия приносят вред окружающей среде» .
И кружок зеленого цвета будет означать : «ты настоящий друг и защитник природы ! Твои действия приносят пользу природе ! Продолжай помогать природе !»
Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «зеленый» — можно, своими действиями ты помогаешь природе .
1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к) .
2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з) .
3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)
5. Девочки не стали сбивать в лесу мухоморы. (з)
6. Ученики очищают парк от мусора. (з)
7. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)
10. Дети сильно шумят в лесу. (к)
11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)
13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
15. Дети насыпают корм в кормушку. (з)
Лесовичок : Ну что ж, ребята, видно, вы и правда знаете, как вести себя в лесу, как поступить, чтобы не навредить природе . Я передаю вам часть карты. Дети : спасибо. Двигаются дальше.
На пути встречается Озеро.
Озеро : здравствуйте, ребята. Откуда вы? Знаю я такое село. Раскинулось оно на берегах моих. А меня вы узнали? (ответы детей) . Да, я –озеро Яркуль. Куда же вы путь держите? (ответы детей) . Хорошо, я вам помогу, но надо выполнить задание. Ответить на мои вопросы.
2.Для чего рыбам нужен хвост?
6.Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме?
Озеро : слушайте мое следующее задание : чтобы ребята и взрослые вам пройти дальше, необходимо пройти заболоченный участок.
Полоса препятствий. (На полу нарисованы маленькие круги – это кочки, надо перескочить по кочкам, не наступая на «воду) .
Озеро : молодцы, вот вам мой подарок – часть карты. И помните о главном правиле : в лес, на озеро без взрослых ходить нельзя! Дети : спасибо.
Луг : здравствуйте, дети. Устали? Присаживайтесь. У нас все любят остановиться, прилечь, вдохнуть аромат цветов и спелых колосьев.
Скажите, ребята, какую пользу приносят луговые цветы? (ответы детей) . Да, природа нашего края богата не только сладкими ягодами, да ржаными колосьями и цветами, она богата лекарственными травами. Посмотрим, что вы знаете о лекарственных растениях. Сейчас я загадаю вам загадки, покажу лекарственные травы.
1. Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь, сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)
2. Желто-красные цветки от горла помогают .Кто же их не знает. (Календула)
3. Когда мое горлышко болит, она поможет, она исцелит. Я ею горлышко пополощу и гулять пойти смогу. (Ромашка)
4. Это – лекарство. Им голову мой, чтоб перхоти не было и волос был густой. (Крапива)
5. Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог. Как присяду на диванчик, вспомню желтый. (Одуванчик)
6. Если что-то заболит, даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой с чудо-травкой. (зверобой) .
7. Куст колючий, словно ёж, с дикой розой сильно схож. Внутри ягод, как в ларце, клад из витамина С. (Шиповник)
8. Вкусен чай и ароматен, с ней он легок и приятен : листочки сорваны, помяты, что ты вдыхаешь? — Запах… (мяты)
9. Ягода целебная, ягода волшебная, словно капля алая , сила в ней немалая. (Земляника)
Держите, ребята, последнюю часть карты.
Дети собирают карту, ищут отмеченный на карте клад.
Воспитатель : Ребята, мы справились. Повторяйте за мной « Я расту честным, добрым, заботливым человеком. Сознавая свою ответственность за будущее, клянемся! Не разорять птичьих гнезд и муравейников. Не губить насекомых. Не обижать братьев наших меньших. Не ломать ветки деревьев и кустарников, не срывать без надобности цветы, ягоды, грибы, даже, если они считаются ядовитыми. Не засорять городские парки, леса, прибрежные зоны рек и озер мусором. Научиться сортировать бытовые отходы. Не сбрасывать в реки мусор. Научиться экономить водопроводную воду. Любить своё село и природу родного края . Направить все свои знания и силы на заботу о природе , животных и растениях. Быть непримиримым к тем, кто своими решениями и поступками приносит вред природе и окружающей среде . Клянемся! Клянемся! Клянемся!».
Источник