Анализ парциальной образовательной программы этнохудожественного развития детей 5-6лет «Загадки родной природы» Т.В.Мурашкиной
Программа «Загадки родной природы» Мурашкиной разработана по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и являет собой вариант «разработанной локальной системы» — примерной парциальной программы инварианта.
Примерная парциальная программа этноэкологического образования дошкольников «Загадки родной природы» (далее программа) апробировалась в течении трех лет в дошкольных учреждениях и является логическим итогом в старших группах детского сада.
Цель программы является: формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры на народных традициях Чувашского края.
Основные задачи:
1. развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе;
2. развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края;
3. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
4. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
5. формирование целостного восприятия окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально-чувственной сферы;
6. этноэкологизация образовательной предметно-пространственной среды детского сада;
7. создание единого этноэкологического образовательного пространства на основе партнерских взаимоотношений сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Характерными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются:
— хорошее развитие крупных мышц туловища и конечностей, но слабое развитие мелких мышц, особенно кистей рук. Поэтому дети легко усваивают задания на ходьбу, бег и прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц;
— совершенствование основных нервных процессов: возбуждения и особенно торможения. У детей активно развиваются наглядно- образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением;
— кроме сюжетно-ролевых игр, у детей развиваются режиссерские, игры с правилами, а так же компьютерные игры вызывают большой интерес;
— после пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций;
— происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи- монологическая;
— старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе- животным, растениям, камням, различным природным явлениям, к исследовательской деятельности в природе;
— слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия;
— при восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки объектов природы: формы, пропорции, цвет.
На основании характерных особенностей детей старшего дошкольного возраста составлен психолого-педагогический базис программы.
Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основной упор в программе делается на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.
Ведущей формой организации педагогического процесса является проектно-исследовательская деятельность, в которой реализуется одновременно несколько видов деятельности.
Основной целью проектного метода в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В программе «Загадки родной природы» широко представлен метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, речетворчество- рифмовки народных примет.
Активно используется программой проектный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не представляется возможным. Основной объем материала целесообразно давать в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения педагога и родителей с детьми, при совместном поиске ответа на многочисленные детские вопросы.
Программа легко интегрирует с любыми технологиями и системами работы, поскольку создает для них фактологическую базу.
В программе определены направления развития экологического сознания личности, мотивации и способностей детей к позитивному взаимоотношению с окружающим миром:
— эколого-социально-коммуникативное и физическое;
В каждом из перечисленных направлений заложено этноэкологическое содержание (на примере использования народных примет о погоде, сказок, легенд и т.п.).
Программа «Загадки родной природы» включает четыре образовательных образных цикла в соответствии с назваными образовательными направлениями развития воспитанников:
«Народное погодоведение» — Познавательно-экологическое развитие;
«В гармонии с природой чувств» — Эколого-социально-коммуникативное и физическое развитие;
«Краски природы» — Эколого-художественно-эсстетическое развитие;
«Матушка природы-речетворчество народа» — Эколого-речевое развитие.
«Народное погодоведение»предполагает развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации.
«В гармонии с природой чувств» посвящен формированию у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, народных традициях и праздниках, развитию эмпатии и эмоционально позитивного опыта общения с природой.
«Краски природы-народные коды» посвящен формированию у детей позитивных установок к народному и декоративно-прикладному искусству, к различным видам труда и творчества.
«Матушка природа-речетворчество народа» способствует формированию любви к чтению, развитию монологической речи, логики и выразительности речи детей.
Каждый из циклов включает систему чувашских народных примет о погоде в виде тематических экологических наблюдений на прогулках:
— «Прогноз по неживой природе»;
— «Домашние животные-барометры погоды».
Создавая этноэкологическую программу, можно увидеть задачу и в том, чтобы дать детям представление об истории нашего народа, показать, что наши предки не только хорошо понимали законы природы, но и умели в удивительно поэтичной форме рассказывать о своей любви к этому миру.
Одним из важных условий реализации системы этноэкологического развития детей является правильная организация и экологизация развивающей предметно- пространственной среды.Основная задача экологизации развивающей предметно- пространственной среды – создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Таким образом, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, педагогов, программа ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий нашего региона и может реализована в любой дошкольной образовательной организации.
Источник