Экология Краснодарского края: проблемы
Краснодарский край является общепризнанным лидером среди российских курортов. Здесь сосредоточено множество прекрасных здравниц, пансионатов, отелей, здесь бьют из-под земли целебные источники, а воздух наполняют ароматы моря и вечнозеленых растений. Логично предположить, что экология Краснодарского края должна быть одной из лучших в стране. Однако проведенные исследования и тестовые замеры открыли не вполне благоприятную картину. Оказалось, что во многих областях и городах края в несколько раз превышены нормы ПДК опасных для здоровья химических веществ, снижена плодородность почв, замуливаются водоемы, исчезают ценные виды растений и животных, выпадают кислотные дожди. Кто в этом виноват и какие действия предпринимает Министерство экологии Краснодарского края, чтобы сберечь уникальную экосистему, дает ответы наша статья.
Автотранспорт
Детище технического прогресса — автомобиль, бесспорно, является величайшим благом. Но в определенных условиях, когда дело касается загрязнения окружающей среды, он становится и величайшим злом. Краснодарский край в России занимает одно из лидирующих мест по количеству единиц автотехники, которой владеет население.
Статистика гласит, что здесь один автомобиль приходится на два человека или 437 машин на 1000 жителей. Для сравнения этот же показатель в Москве составляет всего 417 авто на 1000 москвичей. Экология Краснодарского края весьма страдает от такого количества машин. Вдобавок по территории края проходят четыре автомагистрали европейского уровня и три федерального. В высокий сезон по ним нескончаемой чередой к морю движутся в своих авто отпускники. Выхлопные газы, выделяемые в атмосферу автомобильным транспортом, повышают в ней содержание углеводородов, СО2, СО, оксидов азота, опасных для здоровья людей.
Особенно высокие их концентрации наблюдаются вблизи от транспортных магистралей. Здесь показатели превысили ПДК в 1,5 и даже в 7 раз. По данным экономических служб, в Краснодарском крае около 70 % бензина реализуется частными коммерческими компаниями, которые мало беспокоятся о качестве товара. В итоге с 2010 года в краснодарском воздухе стало на 19 % больше формальдегида (негативно влияет на зрение, легкие, репродуктивные органы, ЦНС, генетический материал), на 14 % больше бензпирена (канцероген, имеет класс опасности 1), на 22 % больше фенола (токсичен для всего живого).
Сельское хозяйство
Экология Краснодарского края ухудшается благодаря нерациональному использованию сельхозугодий, применению пестицидов и гербицидов, нарушению правил использования сельскохозяйственной техники. В результате уплотняются почвы, ухудшается их водопроницаемость, что ведет к смыву 50 % применяемых агропромышленной отраслью химических препаратов в естественные водоемы.
Особенно пострадал Краснодарский край от введенного здесь рисосеяния. Выращивание этой зерновой культуры широкое развитие получило в Славянской, Красноармейской, Калининской, Темрюкской и Крымской областях. Технология возделывания риса предполагает использование большого количества ядохимикатов, которые не только отравили посевные земли, но и значительно ухудшили условия жизни населения.
Промышленность
Как и в других российских регионах, экология Краснодарского края значительно ухудшается по вине промышленных предприятий, руководители которых не утруждают себя установкой современных эффективных очистных сооружений. В Краснодарском крае имеется множество машиностроительных, металлообрабатывающих, химических заводов, но больше всего этот регион славится нефтедобычей. Здесь расположено около 150 крупных, средних и мелких нефтяных месторождений. Загрязнение природной среды нефтепродуктами и их отходами принимает катастрофические масштабы. Комиссия установила, что в городах Ейске, Тихорецке, Туапсе, станции Кущевская (там, где есть нефтебазы и нефтеперегонные предприятия) образовались огромные подземные нефтяные линзы.
Промышленные стоки
Многие предприятия и коммунальные организации сбрасывают в водоемы тонны неочищенных стоков, отчего значительно ухудшается экология природных ресурсов Краснодарского края. По данным комиссии ежегодно сбросы жидких отходов в лиманы края и Азовское море достигают 3 миллиардов м 3 ! Цифры воистину пугающие. Помимо этого, в море осуществляется сброс нефтепродуктов. Так, при крушении болгарского судна в Туапсинском порту в море попало 200 тонн мазута, а при аварии в Новороссийском порту уже наше судно вылило в море тонны нефти.
Животный и растительный мир
Негативно влияют проблемы экологии в Краснодарском крае и на состояние биоты, складывавшейся здесь веками. Масштабно развернувшееся в регионе жилищное строительство, возведение новых отельных комплексов, расширение сельскохозяйственного производства ведет к уменьшению степных и лесных угодий, неразумная хозяйственная деятельность вызывает замуливание и высыхание водоемов, а это, в свою очередь, приводит к исчезновению многих видов растений, рыб, других представителей фауны. Также к катастрофическому уменьшению рыбы в Краснодарском крае ведут загрязнения рек и бесконтрольная деятельность рыболоведческих компаний.
Рейтинг городов Краснодарского края по экологии
В России регулярно проводится мониторинг экологической ситуации в регионах. Краснодарский край, согласно замерам содержания в окружающей среде вредных веществ, является не самым загрязненным, но и далеко не самым экологически благополучным. Так, в рейтинге организации «Зеленый патруль» за 2011 год из 83 проверенных областей он занял 48-е место. Росстат составил свой список из 60 самых экологически неблагополучных российских городов. Краснодар в нем занял 42-е место, Новороссийск 45-е, а Ачинск 53-е. Неблагоприятная экология также в Тихорецке, Ейске, Туапсе, Армавире, Белореченске, Кропоткине и Анапе.
Предпринимаемые меры
Согласно принятому в 2010 году закону Министерства природных ресурсов края, регулярно проводится мониторинг состояния окружающей среды, чтобы стал гораздо чище Краснодарский край. Климат и экология здесь должны обеспечивать максимально благоприятные условия жизнедеятельности, и местного населения, и многочисленных туристов.
Для улучшения нынешней ситуации во многих городах установлены стационарные контрольные посты, проверяющие воздух, почвы и воду на предмет присутствия вредных веществ. Также ведется строгий контроль радиационного фона, который пока находится в пределах нормы. В Краснодаре таких постов 4, в Новороссийске — 3, в Сочи — 2, в Белореченске, Туапсе и Армавире — по 1. Для прекращения загрязнения среды нефтепродуктами проводится паспортизация нефтедобывающих и нефтеперегонных предприятий. Большую работу проводит служба санэпиднадзора и комитет по земельным ресурсам.
В Министерстве экологии по Краснодарскому краю создаются новые правовые документы, регламентирующие охрану окружающей среды. По инициативе служб Министерства проходят экологические конкурсы, субботники и конференции, проводятся семинары, обучающие вопросам экологии население, потому что сохранение красоты края зависит от каждого его жителя.
Источник
Экология Краснодарского края
Основные экологические проблемы Краснодарского края — загрязнение воды, истощение водных ресурсов, загрязнение атмосферы. По данным исследования международного агентства FinExpertiza, Кубань занимает 10-е место в списке регионов России с самым грязным воздухом. И основная причина загрязнения – выбросы транспорта. Также экологи региона бьют тревогу относительно состояния водных ресурсов и почв. Рассмотрим основные проблемы и экологические показатели.
Вода
На территории края насчитывается более 13 тысяч водных объектов, один из крупнейших – река Кубань. ПДК вредных веществ в пробах воды превышены в несколько раз, отсюда отсутствие на реке действующих пляжей и проблемы в экосистеме реки. Данные по содержанию основных загрязняющих веществ за 2020 год: Среднегодовое содержание соединений меди- 2,5 ПДК Среднегодовое содержание железа общего составило — 4,2 ПДК Среднегодовое содержание сульфатов составило — 1,4 ПДК Среднегодовое содержание ХПК в отчётном году составило — 1,1 ПДК В 2020 году качество воды в реке Кубань в наблюдаемых створах характеризовалось 3-м классом разряда «а» — «загрязнённая» и 3-м классом разрядом «б» — «очень загрязнённая». Основные причины продолжающегося загрязнения поверхностных водных объектов Краснодарского края: сброс загрязнённых сточных вод без очистки, а также недостаточное развитие сетей канализации в городах и крупных населённых пунктах края; неэффективная работа канализационных очистных сооружений: высокая степень износа основного технологического оборудования, перегрузки по гидравлике, отсутствия на очистных сооружениях элементов доочистки; поступление загрязнённых поверхностных сточных вод с площадей водосбора, в том числе с сельхозугодий и урбанизированных территорий; отсутствие в населённых пунктах края условий для очистки ливневых вод.
Воздух
Проверка атмосферного воздуха на Кубани в 2020 году проводился в 60 мониторинговых точках и постах наблюдения в 28 городах и районах. Основные контролируемые вещества — оксид углерода, диоксид серы, взвешенные вещества, диоксид азота, углеводороды, формальдегид, бенз(а)пирен. Приоритетные загрязнители с частым превышением предельной концентрации — формальдегид, взвешенные вещества, гидроксибензол и его производные, алифатические предельные углеводороды, углерод оксид, азота диоксид, дигидросульфид (сероводород).
Главная причина загрязнения воздуха региона – результат большого скопления автомобильного транспорта (более 80% выбросов приходится именно на этот фактор). Остальные, менее значительные факторы загрязнения — это электроэнергетика, предприятия топливной, химической, нефтехимической промышленности, строительная индустрия и агропромышленный комплекс. Кроме того, на концентрацию вредных веществ влияет особый климат – пониженная рассеивающая способность атмосферы. По данным мониторинга, вредные выбросы транспорта преобладают в следующих городах Краснодарского края: Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Анапа, Ейск, Армавир, Белореченск, Сочи. Новороссийск и Краснодар регулярно попадают в список городов России с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Транспорт, в первую очередь грузовой автотранспорт, также является и источником шумовых загрязнений крупных городов, особенно города Краснодара.
ТБО
Обращение с ТКО – глобальная проблема России, и Краснодарский край, который имеет густонаселенную территорию и развитую экономику, не является исключением: проблема обращения с отходами производства и потребления продолжает оставаться первостепенной по уровню опасности для здоровья населения и сохранности экосистем. По данным базы данных Росстат РФ в 2020 году в Краснодарском крае образовалось 11663978,4 тонн отходов(0, 17 % от общероссийского показателя и 50,8 % от показателя ЮФО). Наличие отходов на территории Краснодарского края на начало 2020 года составило 3042963,059 тонн. За 2020 год организациями обезврежено 1979321,8 тонн (в 2019 году – 1343786,2 тонны). Передано отходов другим организациям для обработки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения 4281376 тонн. Всего в конце 2020 года наличие отходов производства и потребления в крае составило 7242890,2 тонны.
Промышленные предприятия Кубани и их влияние на экологию
На территории региона расположены несколько крупных предприятий тяжелой промышленности.
- Краснодарский завод металлоконструкций
- АО ПДК «Апшеронск» — завод МДФ
- ОАО «Верхнебаканский цементный завод»
- ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод»
- ОАО «Новоросцемент»
- ОАО «Славянский кирпич»
- ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод»
- ООО «Абнинский электрометаллургический завод»
Степень влияния деятельности этих предприятий на экологическую ситуацию гораздо ниже, чем влияние транспорта и факторов не техногенного характера. Но существуют другие проблемы: за последние 10 лет увеличение количества выбросов в воздух, увеличение количества сброса неочищенных сточных вод, увеличение количества и ТКО, и промышленных отходов показывают серьезную динамику. При этом с крупными предприятиями края нет ни одного проекта, направленного на улучшение окружающей среды. А про взаимоотношения с общественностью или экологическими организациями и говорить не приходится. Эксперты-экологи отмечают, что предприятия неохотно выделяют средства на программы по сохранению окружающей среды. На предприятиях либо вообще не предусмотрена такая статья расходов, либо средства выделяются гораздо меньшие, чем необходимо для существенного вклада в защиту природы региона. А системы экологической безопасности на предприятиях или сильно упрощены, или вовсе отсутствуют. И это глобальная проблема, с которой необходимо бороться на законодательном уровне.
Источник