Законы природы и общества в управлении
Предметом науки управления являются отношения управления. Отношения управления производством представляет собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия.
Отношения управления подразделяются:
— на отношения между управляющей и управляемой подсистемами;
— на отношения управления внутри управляющей системы (между ступенями и уровнями управления);
— на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации).
Отношения управления подразделяются на:
а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;
б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;
в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей;
г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;
Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.
Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.
Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:
— Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;
— Конкретно-исторический подход – обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;
— Комплексный подход – одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.
— Аспектный подход – исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)
— Системный подход – он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.
— Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.
— Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.
Задача науки управления производством состоит в том, чтобы объяснить механизм отношений управления производством и помочь практически находить пути и способы эффективного решения конкретных задач.
Природа управления и эволюция менеджмента
Рассматривая развитие теории и практики менеджмента, выделяют несколько исторических периодов:
I период — древний период (9-7 тыс.лет до н. э. до 18 в н. э.). Старейшины, вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности. Примерно в 9-7 тысячелетии произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему, что стало точкой отсчёта в зарождении менеджмента.
II период — индустриальный период (1776—1890 гг.) Переворот в теории и практике управления связан с именем Ч. Бэббиджа (1833 г.), который разработал проект «аналитической машины» — прообраза современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III период — период систематизации (1856—1960 гг.) Возникновение фабрики, как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей, означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать самостоятельно за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельцев на местах, это и были первые менеджеры.
IV период — информационный (1960 г. — настоящее время). В настоящее время для принятия любого управленческого решения требуется огромное количество информации, которую обрабатывают с помощью математических приёмов и вычислительной техники. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически. Появились системный, ситуационный и процессные подходы.
Законы природы и общества в управлении
К законам управления мы можем отнести следующие:
1.закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление;
2.закон обеспечения необходимого числа степеней свободы требует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т. п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое чисто степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы;
3.закон необходимого разнообразия гласит, что система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие систем управления обусловлено воздействием ситуационных факторов (отраслевых, природно-климатических, профессионально-квалификационных и др.). Однако во всех случаях должны соблюдаться законодательные акты, стандарты, обычаи, ценности и т. п. Типовые системы, структуры, методы должны быть не догмой, а инструментом для создания методологии управления конкретным предприятием;
4.закон соотносительности управляющих (СУ) и управляемых систем (ОУ) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития:
функциональная сложность СУ должна превышать функциональную сложность ОС, уровень компетентности работников СУ также -должен превышать уровень компетентности ОУ;
-динамика совершенствования СУ должна превышать динамику совершенствования ОУ.
Развитие управляемой системы (субъекта управления СУ) связано с высоким уровнем компетенции руководителя, творческие способности которого позволят максимально использовать действия законов и расширить сферы их действия.
Источник
Элементы механизма управления
Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой являются законы природы, общества и мышления. Законом – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе Законы природы регламентируют общие нормы бытия и развития объективного мира. Недооценка законов природы может быть причиной противоречий в развитии общества и мышления, а необдуманное использование их может привести к экологическим катастрофам. Если игнорируются или недооцениваются законы общества, то в нем могут усиливаться социальная напряженность, конфликты, процессы деградации, что приводит к крупным социальным потрясениям. Пренебрежение и недооценка законов мышления ведет к деформации сути развития личности, а значит и общества в целом. Общество скатывается к преобладанию животных начал, т.е. человеческая деятельность приобретает нечеловеческий характер.
Объективные законы природы, общества и мышления являются необходимой и достаточной основой для проявления более частных законов управления. Из законов управления вытекают принципы управления, т.е. фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность. Принципы управления являются одной из основных форм целенаправленного использования объективных законов в практике управления. Из принципов управления вытекают цели – идеальный конечный результат, которого стремятся достичь субъекты управления. Субъект управления – это управляющая часть системы управления, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект управления. Объект управления – это управляемая часть системы управления, непосредственно реализующая достижение целей. Поставив цели субъект управления решает множество задач для ее достижения. Задача – это некая совокупность вопросов, подлежащих решению в определенный промежуток времени, а также условий необходимых для их решения. Решение задач основывается на использовании методов. Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъектов управления на управляемый объект для достижения каких-либо целей и задач. Методы реализуются с помощью функций. Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами (ПОМК). Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления, они имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, они могут быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимно проникают друг в друга.
Законы, принципы, цели, методы, функции и другие категории управления входят в механизм управления. Механизм управления – это совокупность органов, средств и способов (методов, приемов, технологий) регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами управления.
Источник