Закономерности природы по географии

«Главные закономерности природы Земли»

Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов освоения тем « Главные закономерности природы Земли » с целью их промежуточной аттестации по географии.

2.Подходы к отбору содержания, разработке зачета

Содержание зачета определяется на основании следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287.

2. Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)».

Зачет №1 включает в себя контролируемые элементы содержания тем « Главные закономерности природы Земли ».

В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.

Каждый вариант зачета содержит 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания носят практико-ориентированный характер, основная задача которых не только выявить уровень знаний, но и определить способность обучающихся применять умения на практике.

Задания № 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15 с выбором ответа. Задания № 1, 6, 12 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (ответ должен быть представлен в виде набора буква, цифра). Задание № 9 – решение задачи. В задании № 17 требуется дать развернутый ответ.

Таблица 1. Распределение заданий по работе

На установление соответствия

4.Распределение заданий зачетной работы по содержанию

Таблица №2 Распределение заданий по содержанию

Разделы (темы) курса географии, включенные в работу

Атмосфера и климаты Земли

Мировой океан — основная часть гидросферы

5.Проверяемые умения и виды деятельности

Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов освоения темы « Главные закономерности природы Земли » курса географии основной школы:

1. Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

2. Называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;

3. Различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;

4. Приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;

5. Выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации;

6. Называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;

7. Устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;

8. Применять понятия «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «восточные ветры» «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

9. Формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации;

Читайте также:  Внешняя среда факторы живой природы

10. Различать океанические течения;

11. Объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации;

6.Распределение заданий по уровням сложности

В зачете представлены задания базового, базового повышенного и повышенного уровней сложности.

Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Источник

Урок географии по теме «Природа Земли: главные закономерности природы». 7-й класс

Назад Вперёд

  • Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Природа Земли: Главные закономерности природы».
  • Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.
  • Развивать память, пространственное мышление и логику.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к предмету.
  • Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Средства обучения: физическая карта мира, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Office Power Point 2007, интерактивная система голосования и опроса VOTUM.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами, после изучения закономерностей природы нашей планеты, полученные знания будем применять на практике и необычным образом, а используя игру «Поле чудес» (слайд 1,2).
Для того чтобы определить состав участников игры мы сначала проведем тестирование, используя систему интерактивного голосования и опроса VOTUM. Учащимся раздаются беспроводные пульты. С их помощью они отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ из нескольких вариантов. Тот, кто нажимает первым кнопку на пульте, получает право ответить на вопрос и входит в состав игроков, таким образом, определяется состав участников игры. Всего в игре принимают участие 5 троек-15 человек. Если такой системы нет, можно использовать короткий турнир. Заранее класс делится на команды, за право участвовать в игре от каждой команды борются 3 ученика. Они поочередно подходят к столу, берут наугад карточки с вопросами и отвечают, таким образом, формируются тройки игроков. В помощь учителю при проведении игры можно предусмотреть «должность» секретаря, фиксирующего результаты ответов.

  • Цифры – количество набранных баллов
  • ––> – переход хода
  • Х2 – набранное количество баллов удваивается
  • + – возможность открыть любую букву.

Если игрок назвал правильно букву, то он зарабатывает указанное количество баллов и может продолжить вращать барабан или назвать слово. Если игрок назвал не правильно букву, то количество очков на барабане не получает и право хода переходит к следующему игроку. Буквы открываются с помощью щелчка в окошке с загаданным словом.

Задание для 1 тройки игроков. (слайд 5)

Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковым давлением? (Изобара)

Задание для 2 тройки игроков (слайд 6)

Какие ветры имеют сезонный характер? (Муссоны)

Задание для 3 тройки игроков (слайд 7)

Что совершает вода в природе? (Круговорот)

Задание для 4 тройки игроков (слайд 8)

Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой? (Изотерма)

Задание для 5 тройки игроков (слайд 9)

Какой материк не имеет вулканов? (Австралия)

Финал (слайд 10)

В финал приглашаются победители от каждой тройки игроков, набравшие наибольшее количество баллов.
Как называют художника, изображающего морские виды, жизнь моря? (Маринист)

Суперигра (слайд 11)

Большое влияние на климат, как Европы, так и Северной Америки оказывает течение___________ в этом слове 10 букв. Вы можете назвать 3 буквы (Гольфстрим).

Подведение итогов

Читайте также:  Важные природные соединение алюминия

Учитель объявляет итоги игры и вручает приз победителю-лучшему игроку.

Источник

Закономерности природы по географии

Часть 2. Разнообразие природы материков и океанов

Тема 1. Закономерности географической оболочки

Вы уже знаете, что окружающая нас природа состоит из природных компонентов, таких, как: рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты тесно связаны друг с другом и образуют природно-территориальный комплекс (ПТК). Выделяют природные комплексы тундры, лесов, степей, пустынь и т.д. Самым крупным ГГГК считается географическая оболочка. К крупным ПТК относят материки и океаны.

Причиной формирования природно-территориальных комплексов выступают природные факторы. Их делят на две группы:

1) зональные- внешние факторы (например, климат, воды, почвы, растительность и животный мир), которые зависят от неравномерного нагрева земной поверхности в зависимости от географической широты. Благодаря зональным факторам образовались такие комплексы, как географические пояса и природные зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах. В горах и в глубинах океана зональные природ но-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной.

2) азональные- внутренние факторы (рельеф, геологическое строение, горные породы), которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. В результате таких факторов возникли физико-географические страны. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами являются Туранская равнина, Амазонская низменность, Анды, Гималаи и др.

Природно-территориальные комплексы со временем могут изменяться. Больше всего на изменение оказывает хозяйственная деятельность человека. С развитием человечества возникают антропогенные комплексы. Антропогенный комплекс — это комплекс, преобразованный хозяйственной деятельностью человека (значительно изменённый или искусственно созданный человеком на природной основе). Антропогенные ландшафты делятся на культурные и неухоженные. При нерациональном использовании образуются бедленды- т.е. территории, не пригодные для хозяйственного использования. К культурным ландшафтам относят пашни, сады, населенные пункты, водохранилища и др.

Этапы развития географической оболочки.

Географическая оболочка формировалась на протяжении длительного времени. Выделяют три основных этапа в развитии географической оболочки- это добиогенный, биогенный и антропогенный.

Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность , круговорот веществ и энергии.

Целостность — это тесная взаимосвязь всех компонентов комплекса. Целостность географической оболочки проявляется в том, что изменение одного компонента природного комплекса неизбежно вызывает изменение всех остальных и всей системы, как целого.

Читайте также:  Какие есть звуки живой природы

Например, нарушением целостности является изменение площади Аральского озера. В результате нерационального использования рек — изменился уровень Арала, увеличилась площадь пустынных районов, произошло засоление почв, изменение в составе растительного и животного мира, изменение микроклимата (повышение температуры летом, понижение температуры зимой).

Круговорот веществ и энергии осуществляет взаимную связь между компонентами комплекса. Круговорот обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли.

а) Круговорот воды — очень важное звено в круговороте природы. Благодаря этому круговороту совершаются многие процессы и явления на поверхности Земли, в том числе жизнеобеспечение живых организмов.

б) Геологический круговорот (круговорот горных пород) — одно из звеньев общего круговорота.

в) Атмосферная циркуляция также одно из звеньев общего пла­нетного круговорота. Основными причинами атмосферной циркуляции являются разность температур и перемещение воздушных масс.

г) Биологический круговорот-важнейшее звено круговоротов в природе. Он включает в себя многие минеральные вещества, хими­ческие элементы, воду и обеспечивает стабильное развитие биосферы и постоянное возобновление биомассы Земли.

Ритмичность — повторяемость во времени природных явлений. Она обусловлена, главным образом, космическими или геологическими причинами.

Суточная ритмика- обусловлена вращением Земли вокруг своей оси. Суточный ритм проявляется в изменениях температуры, давления и влажности воздуха, облачности, силы и направления ветра (например, ветер Бриз), в явлениях приливов и отливов в морях и океанах, процессах фотосинтеза у растений, суточных биоритмах животных и человека.

Годовая ритмика — результат вращения Земли по орбите вокруг Солнца. Это смена времен года, изменения в интенсивности почвообразования и разрушения горных пород, режим рек, сезонные особенности растительного (листопад) и животного мира (перелет птиц, поведение животных впадающих в спячку и др.) и хозяйственной деятельности человека.

Ритмы, охватывающие сотни , тысячи и миллионы лет. периоды горообразования, похолодание и потепление климата.

Зональность — изменение природных условий от полюсов к экватору, обусловленное широтными различиями в поступлении на поверхность Земли солнечной радиации и количества осадков.

Большой вклад в учение о природной зональности внес немецкий географ Гумбольдт, который установил климатические и растительные зоны Земли.

Обосновал закон географической зональности В.В. Докучаев.

Антропогенный комплекс- это комплекс, преобразованный хозяйственной деятельностью человека (значит ель но изменённый или искусственно созданный человеком на природной основе).

1. Приведите примеры, доказывающие; что в природном комплексе все компоненты взаимосвязаны.

2. Приведите примеры природных комплексов.

3. Какие факторы относят к зональными азональный Приведите примеры

4. Как возникают антропогенные комплексы? На какие группы их делят?

1. Какие природные комплексы изображены на рисунках? Запишите, начиная с самого крупного ПТК.

Источник

Оцените статью