Отличие законов природы и общества
Рассматривать законы природы и общества можно только с позиций материализма. Основой материалистического мировоззрения является признание первичности материи и вторичность сознания. Поэтому перед рассмотрением законов природы надо разобраться с понятием материи.
Материя, её виды и свойства.
Материя это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Это определение материи содержит три важнейших свойства материи:
1.Материя это всё то, что реально существует в мире.
2.Материя существует независимо от сознания человека.
3.Материя познаваема, так как действует на органы чувств.
Условно материю можно разделить на два вида: вещество и поле. Вещество это вид материи, состоящий из частиц, имеющих массу покоя. Поле это вид материи, состоящий из частиц, не имеющих массы покоя, то есть существующих только в движении с предельной для нашего мира скоростью 300000 км/с. Все закономерности полей указывают на то, что поле это состояние материи не нашего мира, а более мелкого микромира, элементарные частицы которого на сорок порядков меньше элементарных частиц нашего мира.
1.Главное свойство материи – изменчивость.
2.Материя существует только в пространстве и во времени.
Пространство-это размеры материи. Пространство само по себе без материи не существует.
Время — это промежуток между причиной и следствием. Время всегда течёт в одну сторону: от причины к следствию, но скорость течения времени может быть разной и зависит от скорости движения. Пространство и время образуют информационное поле материи.
3. Материя представляет собой бесконечное множество вложенных друг в друга миров, поэтому материя бесконечна в пространстве и во времени и непрерывна, то есть сплошь заполняет всё пространство. Скорость течения времени во вложенных друг в друга мирах разная.
Дополнение: О бесконечности материи.
Вспомним, что окружающий мир бесконечен, но бесконечен не только в том виде, что куда не двигайся – конца не найдешь. Материя бесконечна потому, что представляет собой бесконечное множество вложенных друг в друга миров. Например, наша Вселенная это лишь элементарная частица какого-то более крупного мира, а элементарная частица нашего мира это гигантская вселенная микромира, которая в свою очередь состоит из более мелких частиц и так далее до бесконечности.
Можно описать это и по другому. Материя нашего мира вся, начиная от элементарных частиц и до сверхзвезд и галактик, “плавает в бульоне” состоящем из частиц более мелкого микромира с размерами частиц на 42 порядка меньше наших элементарных частиц. И все наши частицы являются только “сгустками” из этого “бульона”. А в свою очередь этот микромир – бульон плавает в бульоне из еще более мелких частиц и так до бесконечности. А наш макромир – это всего лишь элементарная частица “бульона” для более крупного мира чем наш.
2. Основные законы природы.
1.Закон сохранения энергии и массы.
Этот закон устанавливает количественное отношение между различными видами материи.
“Энергия и масса не исчезает и не возникает из ничего, а только передаётся от одних тел к другим”. “При взаимодействии разных видов материи общая энергия и масса системы не меняется”.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон устанавливает причину самопроизвольного изменения материи.
“В любом виде материи обязательно существуют два противоположных качества, которые непрерывно борются и в результате этой борьбы материя меняется”.
Междисциплинарная отрасль знания, объединяющая познавательные усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социогуманитарных дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия. Возникшая в «осевое время», философия права прошла в своем развитии длинный и сложный исторический путь; на ней отразились все те социальные потрясения, через которые прошла мировая цивилизация. Эволюционируя в русле общих философско-культурологических парадигм, философия права прошла через античный космоцентризм (Платон, Аристотель, стоики), средневековый теоцентризм (Фома Аквинский), антропоцентризм Нового времени (Локк, Кант и др.). Особое направление в ее развитии составили концепции правового негативизма (греческие софисты и циники, Макиавелли, Штирнер, Ницше, Бакунин, большевизм), в полемике с которыми философия легальности и правопорядка оттачивала свою аргументацию.
Крайне драматичной оказалась судьба философии права в восточнославянском мире. Начав делать свои первые шаги в XIXв., она вышла к XXв. на европейский уровень, освободившись от духа ученичества и провинциализма. Но последующие события, связанные с октябрьским переворотом и приходом к власти большевиков, резко изменили ее участь. Эмиграция спасла жизнь И.Ильину, С.Булгакову, Н.Бердяеву, П.Сорокину, Е.Сперанскому, Б.Вышеславцеву, Н.Тимашеву, продолжившим за рубежом свои философско — правовые исследования. Но в Советском Союзе философия права как таковая перестала существовать.
В философско — правовых учениях прошлого и настоящего проявилась конструктивная способность культурного сознания к упорядочению, оформлению стихийного социально-правового опыта в концептуальные модели с разнообразием присущих им функций мировоззренческого, ценностно -ориентированного, нормативно — регулятивного и воспитательно-образовательного характера.
Источник
22) Различия между законами природы и законами общества
Му законами природы и законами общ сущ фундамент различие. Законы природы описывают неизмен взаимосвязь и регулярность явлений Они не могут быть созданы или нару- шены.Обществен (нормативн)-их характер обусловлен человеческой деятельностью, детерминированной целями, потребностями, мотивами, ценностными ориентацииями людей. I Нек мыслители полагали, что законы общ-ва тоже носят естествен хар-р соответствуют чел природе (теория «естественного права») или являются объективными, т.е. независимыми от сознания и воли людей (теория историч материализма)IIДр мыслители были убеждены, что законы природы напомин нормативн законы тк они были введены волей некоего Создателя, или Творца, всего сущего. Здесь о6ьективность и неизменность законов природы означает неспособность чел разума проникнуть в общий замысел творения и постичь суть каждого явления природы в его неповторимости и индивидуальности. Различ му двумя типами законов: естественными и нормативн проявляется в методах познания естеств и соц наук Для естеств наук важность и ценность законов прямо пропорциональна степени их общ значимости Познание прир закономерн предполагает возможность предвидения. Для познания общ явлений наиб общ законы имеют наименьш ценность Чем более общ явл понятие, тем больше оно уводит от реальной дейст-ти
цели и мотивы чел деят-ти никогда не совпадают с ее результатом, в силу влияния множества случайных факторов, которые невозможно учесть. Хар-р общ развития зависит от роста чел знания (например, научных открытий). В рез-те можн определ осн отличие соц сознания от естественно- научн
Метод соц познания-метод внутр понимания, вживания, интуитивного проникновения одн жизни в другую, непосре- дственного постижения целостности общ бытия чел «Фактом» соц реальности выступ действие чел Чтобы познать и оценить этот факт, необходимо понять смысл соц действия, поведения чел в его взаимосвязи с деятельностью др людей
23) Соотношение понятий «общество» и «государство»
Гос-во-осн политич институт, осуществл управление общ-вом, гражданами, материальными и культ ценностями на опред территории. Причиной возникн гос-ва Платон считает необходимость удовлетвор множество чел потребностей
Совершенным и благим может считаться гос-во, в кот воплощены 4 главн добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. По мнению Н. А. Бердяева, гос-во явл организатором природного хаоса
Внутри государства есть группы «господствующие» и «подчиненные». Уже Аристотель отмечал сущ-е в гос законодат органа, исполнит учреждения и судебн инстанции
постепенно формир понятие граждан общ, кот выражает собой совокупность неполитич отношений в общ: экон, соц, нравствен, религ, национ. Гражд общ-сфера самопроявления свободн граждан и добровольно сформировавшихся организаций, кот ограждены законами от прямого со стороны гос власти Понятие гражд общ означает прежде всего умение его членов самоорганизоваться во имя защиты самых разных своих интересов и прав.
Источник
4. В чем отличие законов общества от законов природы?
Чтобы существовать и развиваться, человек и общество должны сначала возникнуть, природа же существует вечно. Проблема возникновения человеческого общества впервые научно была решена во второй половине XIX в.
Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.
В философской и естественнонаучной литературе того периода можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Однако обе они не лишены недостатков. Натуралистические концепции основаны на преувеличении роли естественного отбора в происхождении человека. Идеалистические абсолютизируют противоположность природы и общества. С позиции же диалектико-материалистической философии общество хотя и является специфическим материальным образованием, однако представляет собой часть природы, которая составляет необходимое условие жизни людей. История человеческого общества – это продолжение развития природы.
Природу и общество можно определить следующим образом: природа – это материя, не осознающая своего бытия; общество – это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь общества с природой обусловливает единство и различие законов их развития.
Единство законов природы и законов общества заключается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы и природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.
Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тяготения), и долговременные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества и прекратят свое действие с его исчезновением.
Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил: природа не знает, что она творит.
Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность людей. Законы истории не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.
Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений: человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социальное существо. Сущность его развития – изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории [1, c. 354].
Источник