Единство и многообразие органического мира
Начиная с момента начала развития человеческой культуры люди удивлялись не только целесообразности строения отдельных живых организмов, но и тому порядку, который существует в живой природе. В древних египетских, индийских, китайских, античных источниках обнаружено множество интересных мыслей, касающихся:
- взаимосвязи между растениями и животными,
- целостности и единства органического мира,
- закономерностей взаимодействия его с органической природой.
Борьба идеалистических представлений о божественном сотворении животных и растений, о гармонии, которую придал миру творец с материалистическими толкованиями целостности, единства и многообразии живой природы занимает видное место в истории человеческой культуры. Развитие науки способствовало укреплению, конкретизации и углублению материалистических представлений. Изучение большого множества органических форм, существующих на Земле, сыграло в этом важную роль.
Число различных видов не ограничивает многообразие живого мира. виды состоят из взрослых и молодых особей, многие виды – из самок и самцов, ряд видов общественных насекомых состоит из матки, трутня, солдат и рабочих. Большинство видов имеет разновидности, географические расы, экологические формы, для которых характерны определенные строения и определенный образ жизни.
Единство органического мира
При этом, несмотря на такое многообразие, органический мир не является хаотичным и разрозненным. Органический мир представляет собой единое целое, и это единство выражается в ее материальности. Все виды животных и растений представляют собой различные формы существования органической материи. Несмотря на отличие видов животных, растений и микроорганизмов друг от друга, всех их объединяет биохимическое единство, которое выражается в общности химического состава и типов реакций, составляющих основу процессов диссимиляции и ассимиляции.
Одним из примеров выражения такой близости является сходство химического состава растительного хлорофилла и животного гемоглобина, которые обеспечивают дыхание.
Ферменты животных и растений также близки химически, а общая роль белков и нуклеиновых кислот одинакова. Основные ферменты у всех животных, начиная с простейших и заканчивая человеком, сходны.
Кроме перечисленных, существует еще множество других признаков биохимической общности организмов живого мира.
Наряду с общими признаками, есть и специфические особенности биохимизма, которые отличают растения от животных, вирусы от бактерий, а также одну разновидность от другой.
Сходность биохимического строения и физиологических особенностей живых организмов дополняется еще и общими чертами их строения, в особенности тем, что основой структуры всех живых организмов является клетка. Важным моментом, который характеризует единство органического мира, является наличие ряда общих законов, по которым развиваются и существуют все виды живых организмов. К таким законам относятся закон единства живого тела и условий обитания, закон взаимосвязи исторического и индивидуального развития организмов, закон естественного отбора и т.д.
Являясь единым целым, органический мир одновременно является дискретным, то есть состоящим из отдельно существующих частей. Эти части образуют целостную системы и соподчинены. Каждая часть самостоятельная, то есть одновременно является и целым. Части, обладая автономией, входят в состав более крупных структурных единиц и образуют разные ступени организации, начиная с клетки заканчивая органическим миром как целым.
Автономность и единство живых организмов
Живая материя, как и любое другое вещество, состоит из молекул и атомов, взаимодействие которых изучают биофизика и биохимия. имея высокую степень интеграции частей, организмы обладают большей автономностью относительно друг друга, чем части и органы, из которых организмы состоят.
Однако автономность организмов тоже является относительной, так как организмы существуют лишь как составные части популяций.
Популяции – это совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, обитающих на определенной территории – биотопе. Из совокупности таких популяций состоит вид, который распространен на определенной территории земной поверхности и к условиям которой он приспособлен.
Популяции разных видов образуют биоценозы, которые занимают отдельные участки земной поверхности. В состав каждого биоценоза входят растения, растительноядные животные, хищники, паразиты и микроорганизмы. Биоценозы представляют собой системы, в которых существование одних видов без других невозможно.
Части единого органического мира отличаются, кроме степени автономности, еще и тем, что в процессе их усложнения возникают новые проявления жизни.
Единство живой природы выражается еще и во взаимодействии различных видов организмов. Такие взаимоотношения являются основой для становления и развития сообществ, которые состоят из разных видов.
Живая природа, являясь единым целым, не является замкнутой автономной системой. Живая природа тесно взаимодействует с неживой природой.
Разнообразные формы растений, животных, микроорганизмов отличаются друг от друга строением, формой, характером жизнедеятельности, географическим распространением, органическим веществом, которое синтезируется с помощью хлорофилла. Кроме растений, это присуще бактериям – хемосинтетикам, которые используют в процессе синтеза энергию химических превращений. За счет растений существуют и другие организмы. Животные питаются готовыми органическими веществами, являясь его потребителями – консументами. Большая часть микроорганизмов существует за счет мертвого органического вещества. Микроорганизмы разлагают его и возвращают к исходному неорганическому состоянию. Поэтому такие организмы называются редуцентами. Другие микроорганизмы существуют за счет живых растений и животных, ведут паразитический образ жизни.
Таким образом, все живые организмы живут за счет друг друга. Они находятся во взаимосвязи, без которой невозможна их жизнь. Эти связи образовались в процессе развития живого мира.
Источник
4. Законы диалектики
Законы диалектики были разработаны Гегелем как основная часть его метода. Выделяют три основных закона диалектики.
1. Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Это закон объясняет механизм развития. Каждый предмет обладает количеством и качеством.
Качество – внутренняя характеристика.
Количество – внешняя характеристика.
Постепенное изменение качества приведет к скачку, получится новое количество.
2. Закон отрицания отрицания. Этот закон объясняет направление движение, говорит о сохранении традиции. Все в мире состоит из триады:
-(Синтез)- отрицание отрицания.
Пример: зерно бросают в землю (тезис), и оно прорастет и станет ростком (антитезис), а появится колос и мы получим много зерен (синтез).
Движение можно сравнить со спиралью. На 3-м этапе мы как бы возвращаемся к первому этапу, сохраняя все лучшее из второго (традиция).
3. Закон взаимопроникновения противоположностей (закон единства и борьбы противоположностей). Этот закон объясняет источник движения.
Мир состоит из противоположностей. Противоположности – это стороны одного предмета, которые никогда не совпадают и без которых предмет не существует.
На определенном этапе развития противоположности вступают в конфликт, появляется противоречие. Чтобы существовать, вещь (явление) разрешает конфликт. Источник движения находится внутри самой вещи.
Основные понятия
ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылки возникновение того или иного явления. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – осуществленная возможность.
ДИАЛЕКТИКА – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики) — 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира; 2) особая философская дисциплина — онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных форм: 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.
НЕОБХОДИМОСТЬ – однозначно обусловленная связь явлений, когда причина порождает определенное следствие.
ОТРИЦАНИЕ — одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.
ПРИЧИНА – взаимодействие между явлениями порождающее соответствующее изменение.
СЛЕДСТВИЕ – изменение, которое возникло в результате действия причины.
СЛУЧАЙНОСТЬ– эта такая связь причины и следствий, когда возможна реализация одного следствия из нескольких допустимых.
Тема 3 «Человек и природа»
Понятие природы. Живая и неживая природа.
1. Понятие природы. Живая и неживая природа
Природа и человек исследуется многими науками. Особую роль здесь играет философия, т.к. она изучает наиболее общие законы и принципы организации природы и человека, а также проблемы их взаимовлияния. Уяснение взаимосвязи природы и общества имеет важное значение для формирования оптимального их взаимодействия.
В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен божественный план. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была развита в Новое время.
Ш. Монтескье считал, что общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. «Человек, — писал П. Гольбах в своем труде «Система природы», — произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам».
Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.
Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты XIX — XX вв. Разум и творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. В.И. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни.
A. JI. Чижевский обнаружил, что биологические и психологические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: каждая живая клетка реагирует на «космическую информацию». Само появление жизни на Земле — продукт деятельности всего космоса. Ученый указал на влияние солнечного излучения на жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т.п.
Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, писал Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. «Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача.».
На заре XX в. природа рассматривалась А.А. Богдановым (1873 — 1928) как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением «товарищеского сотрудничества» становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.
В настоящее время понятие «природы» рассматривается в широком и узком смысле слова:
- в широком смысле слова: природа – это весь окружающий материальный мир. В этом смысле она выступает синонимом Вселенной.
- в узком смысле слова: природа – это земная среда обитания.
При определении живой природы современная философия идет по пути перечисления основных свойств живого:
- сложная, упорядоченная структура;
- получение энергии из окружающей среды;
- активная реакция на окружающую среду;
- способность к усложнению и дальнейшему совершенствованию;
- способность к прогрессу;
- самовоспроизводство;
- передача потомкам информации (о развитии и размножении);
- приспособленность к среде обитания.
Все, что не обладает суммой свойств называется неживой природой.
Источник