Обязанность сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам
Разрушительная деятельность человека в природной среде вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства — не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. В связи с чем на конституционном уровне была закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Забота о природе — это нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам Российской Федерации, иностранцам и лицам без гражданств. Данная обязанность также распространяется на коллективных субъектов права — юридических лиц, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе хозяйственной) деятельности, должны учитывать положения данной статьи.
В конституционной норме можно выделить три логические части:
обязанность сохранять (т.е. оберегать от разрушения, повреждения) природу;
обязанность сохранять окружающую среду;
обязанность бережно относиться к природным богатствам.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими охрану окружающей среды и использование природных богатств, являются Федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законы об отдельных видах природных ресурсов: Закон Российской Федерации «О недрах», Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».
Охрану окружающей среды Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и т.д.
Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. За нарушение законодательства в сфере охраны природы предусмотрена материальная, административная и уголовная ответственность.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель и другое).
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены обязанности граждан по охране лесов.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за некоторые виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
При этом плата дифференцируется в зависимости от того, осуществлялись выбросы и сбросы в пределах установленных предельно допустимых концентраций или временно согласованных лимитов или в сверхлимитных количествах. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В Алтайском крае приняты нормативные правовые акты, направленные на защиту охраны окружающей среды:
Закон Алтайского края от 01.02.2007 №3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае». Настоящий Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды.
Закон Алтайского края от 10.07.2002 №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края». Настоящим законом закреплена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (статья 40. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, статья 40-2. Уничтожение или повреждение деревьев и кустарников на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса, в зонах рек и озер, статья 40-3. Уничтожение или повреждение зеленых насаждений в составе зеленого фонда городских и сельских поселений, нарушение установленных требований по охране зеленых насаждений и др.).
Источник
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Судебная практика по статье 42 Конституция РФ:
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования. Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июля 2010 г., регистрационный № 17833, опубликован в «Российской газете» 21 июля 2010 г. Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Источник
Законы конституции защищающие природу
Защита природы – одна из главных поправок Конституции
Конституция обязывает Правительство России снижать негативное воздействие на экологию, сохранять уникальную природу, её биологическое многообразие.
Это главная суть поправки в статью 114. Она гласит: «Правительство Российской Федерации: … осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны… создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».
Иными словами, любые действия, направленные против природы, объявляются антиконституционными. Ответственность за них выводится на принципиально иной уровень.
«Очень современное и своевременное дополнение. Главная его цель – сохранение благоприятной окружающей среды для потомков и будущего России. Приоритет сохранения природы, снижения негативного воздействия на окружающую среду в Югре реализуется системно уже более десятка лет. У всех нефтегазовых компаний действуют стратегии экологической безопасности, что и определяет снижение негативного воздействия. Социальный заказ жителей на благоприятную окружающую среду формирует добровольное мнение соблюдать требования к охране окружающей среды. Все принятые, совместные меры дают результаты. За 17 лет работы международной акции «Спасти и сохранить» выросло целое поколение югорчан, которые требуют полноценного соблюдения экологического законодательства. Экологическое образование, просвещение и, как последняя стадия, экологическая культура – это все звенья одной цепи в реализации экологической политики. И если мы говорим, что эта политика сбалансирована и правильна, то, в конечном итоге, она должна отразиться на эффективности проводимых мероприятий и в целом на реализации нацпроекта «Экология», — отметил руководитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Югры Сергей Пикунов.
По данным последних социальных опросов около 80 % жителей автономного округа положительно характеризуют состояние окружающей среды. Это является прямым подтверждением того, что поставленные задачи по улучшению экологической ситуации в регионе выполняются, меняется отношение человека к природе.
Источник