Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–7 лет «Удивительное рядом. Явления природы» (6 фото)
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–7 лет „Удивительное рядом, Явления природы“» размещена в разделах
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему : «Удивительное рядом. Явления природы» для детей разновозрастной (5-7 лет) группы.
Автор: Соколова Юлия Эркиновна воспитатель I категории МБДОУ «Колыванский детский сад «Радуга», стаж работы 4 года.
Образовательная область: познавательное развитие.
Форма : интегрированная непрерывная образовательная деятельность.
Включает в себя: темы: «Явления природы», «Объекты неживой природы», «Погода».
Проектная деятельность (презентация проектов детей и их родителей). Художественное слово, развитие речи.
Тип НОД: комбинированное (закрепление ранее приобретённых знаний, усвоение нового материала).
Цель: Закрепление и углубление знаний детей об основных природных явлениях.
Образовательные – углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы : ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса. Познакомить детей с атмосферным явлением – радуга.
Закреплять знания детей о солнечном спектре, о людях, приборах, предсказывающих погоду.
Формировать умения оценивать природные явления, их влияние на погоду. Развивать интерес к познанию природы.
Активизировать словарь детей по теме занятия : синоптик (метеоролог, флюгер, солнечный спектр.
Развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные – воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.
Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций по теме: «природные явления», чтение детской энциклопедии «Чудеса природы в сказках, стихах и загадках». Просмотр мультимедийной презентации «Чудеса природы». Просмотр видеофильма «Учим явления природы» студия «Рассвет». Занятия по экспериментированию «свойства воздуха», «свойства воды» по книге Л. В. Рыжовой «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015. Работа с родителями: консультация «Рассказываем детям о явлениях природы». Объёмная аппликация «Радуга – дуга» (запоминание последовательности цветов радуги).
Использование ТСО, ИКТ: мультимедийная презентация, видео презентации детей и их родителей (проектная деятельность, прослушивание музыкальных композиций.
Использование дидактических и наглядных материалов.
Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Проектная деятельность: работа с родителями.
Способ мотивации: исследовательская деятельность.
Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» Детство – Пресс, 2015.
Н. С. Голицына «Конспекты-комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход» Москва, «издательство Скрипторий», 2015.
Д. В. Кошевар Детская научно – популярная библиотека «Планета Земля» «Издательство АСТ», Москва, 2018.
Иллюстрации природных явлений : ветер, солнце, вода, облака, дождь, град, роса, туман. Иллюстрации к стихотворению В. Степанова «Радуга». Маски с изображениями: дождя, солнца, ветра. Мультимедийный проектор и презентация «Угадай время года по явлениям природы», домашнее видео детей и их родителей. Ёмкость с водой, зеркало, ватман, настольная лампа.
Раздаточный материал: лазерный диск на каждого ребёнка, карточки с изображениями воды, ветра, солнца.
Сюрпризный момент: Солнечные спектры, шары цветов радуги на каждого ребёнка, фломастеры 1 упаковка.
1 Вступительное слово воспитателя
2 Чтение стихотворения «Солнце, солнце…» автор: О. Высоцкая
II Основная часть – 25 мин.
1 Беседа о людях и приборах, предсказывающих погоду, о профессиях, которым важен прогноз погоды.
2 Дидактическая игра «Угадай время года по явлениям природы»
3 Дидактическая игра «Три богатыря»
4 Физминутка «Здравствуй радуга – дуга»
5 «Путешествие по радуге чудес»
6 Эксперимент с лазерным диском.
7 Экспериментирование «Радуга»
III Заключительная часть – 3 мин.
2 Анализ НОД детьми и воспитателем
3 Стихотворение «Радуга в небе весеннем повисла» автор: В. Степанов
Ход НОД:
Дети встают в полукруг, здороваются с гостями, садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами превратимся в учёных – исследователей. И я вас приглашаю в удивительное путешествие в мир погоды и природных явлений.
Каждое утро мы узнаём прогноз погоды, будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. А дождливую, ветреную погоду называли» непогодой». Как вы думаете, что такое погода?
Ответы детей (температура воздуха, осадки, ветер, облачность)
Воспитатель: Ребята, какая бывает погода?
Ответы детей : (ясная, дождливая, солнечная, снежная, морозная, холодная, жаркая)
Воспитатель: Наше занятие называется: «Удивительное рядом. Явления природы». Мы с вами сегодня поговорим об удивительных явлениях природы.
За погоду отвечают три богатыря. Дети, подскажите мне их имена.
Ответы детей (солнце, ветер и вода)
Воспитатель: «Солнце, солнце, ты откуда?»
Арсений: «Я из зорьки золотой!»
Воспитатель: «Дождик, дождик, ты откуда?»
Тимур: «Я из тучки грозовой!»
Воспитатель: «Ветер, ветер, ты откуда?»
Гриша: «Я из дальней стороны!»
Вместе: «Мы — три брата и повсюду добрым людям мы нужны!» (О. Высоцкая)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто предсказывает погоду? Вы знаете, как называются эти люди?
Ответы детей (синоптики, метеорологи)
Воспитатель: Молодцы, правильно ребята. А как синоптики предсказывают погоду? Что им в этом помогает?
Ответы детей : (они определяют её по приборам).
Воспитатель: Ребята, какие приборы для определения погоды вы знаете?
(воспитатель обращает внимание детей на доску, где помещены изображения термометра, флюгера)
Ответы детей : (термометр, флюгер)
Воспитатель: Ребята, для чего нужен термометр?
Ответы детей : (для измерения температуры воздуха)
Воспитатель: Для чего нужен флюгер?
Ответы детей : (для определения направления ветра)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, людям каких профессий важно и необходимо знать прогноз погоды каждый день?
Ответы детей : (Водителям, пилотам, морякам)
Воспитатель: Многие явления природы связаны со сменой времён года, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай время года по явлениям природы»
(Воспитатель показывает слайды презентации. Первые два сезона дети называют по предложенным явлениям, к следующим двум сезонам дети самостоятельно называют явления природы (Коллективная работа)
Как вы думаете, что же такое явления природы?
Ответы детей : (изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека).
Воспитатель: А сейчас, мои дорогие учёные, давайте проведём исследование, которое называется «Три богатыря». Я раздаю вам на каждый стол природное явление (используются сюжетные картинки, а вы поднимаете карточки тех богатырей, при помощи которых появилось это явление. Приготовились…исследуем! (Проводится дидактическая игра, которая рассчитана на работу малыми подгруппами.)
Молодцы! Вы отлично знаете, какие богатыри управляют природными явлениями. А как можно одним словом назвать снег, дождь, град?
Ответы детей : (Осадки)
Давайте отдохнём, встанем со стульчиков и прогуляемся по радуге.
Пробежимся босиком. Дети выполняют поклон.
Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Идут на месте, подняв руки.
Останавливаются, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас прогуляться по «радуге чудес» (проектная деятельность, индивидуальная работа). На каждой дорожке расположено природное явление. Ваша задача назвать его, а где то и объяснить, как оно происходит. А помогут нам в этом ваши старания и ваши мамы. (Град, туман, роса)
(сосульки и лёд (Тимур), дождь – видео (Кирилл, испарение (Аня и Гриша). По каждому явлению краткий рассказ ребёнка – название явления и как оно происходит)Используется видео презентация домашних видео детей и их родителей.
Воспитатель: Последняя ступень – радуга. А знаете ли вы, какого цвета луч солнца? Каким мы видим его?
Ответы детей : (мы видим его белым)
Воспитатель: Но белый ли он на самом деле?
Ответы детей : (нет, солнечный луч – это спектр из семи цветов)
(Видео Софии о солнечном спектре) с рассказом ребёнка.
Давайте проверим, так ли это.
(Воспитатель показывает спектр, раскручивает его, показывая детям, как цвета, сливаясь образуют белый цвет)
Ребята, а теперь возьмите лазерные диски, наклоните из стороны всторону и вы увидите маленькое чудо. Что вы видите? (радугу)
Воспитатель: Как мы ещё можем увидеть солнечный спектр?
Ответы детей : (Пуская мыльные пузыри, поливая из шланга на солнце)
Воспитатель: правильно дети, это и есть радужный солнечный спектр. А знает ли вы, как именно мы должны стоять, чтобы увидеть радугу?
Ответы детей : (Мы должны стоять спиной к солнышку и лицом к дождю)
Давайте вспомним, из каких цветов состоит солнечный спектр? Или радуга.
Вспомним чистоговорку, которая помогает нам запоминать цвета радуги.
Дети: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: дети, как называется наш детский сад? (Радуга)
Давайте проверим, живёт ли в нашем саду настоящая радуга?
Экспериментирование – «Радуга»
Воспитатель, при помощи ребёнка делает эксперимент, используя ёмкость для воды, настольную лампу, зеркало и ватман.
Наполните нашу ванночку водой, поставьте ее на самое солнечное место и опустите в неё зеркало, прислонив его к краю, чтобы оно не сползло. Поворачивайте зеркало так, чтобы на него падал солнечный свет и свет лампы, пока на листе не появится отражение, настоящая радуга.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Что же на память она всем
Красные маки, (1 реб.) (Дети демонстрируют иллюстрации к своим строкам)
Зелёные зажёгся (3 реб.)
Жук фиолетовый (4 реб.)
Оранжевым солнцем (6 реб.)
Ребята, мы сегодня с вами говорили: о людях и приборах, предсказывающих погоду, о явлениях природы, о солнечном спектре, узнали, что в нашем детском саду живёт настоящая радуга!
А что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, куда же делась наша радуга? Она рассыпалась подарками для самых умных исследователей! Вот вам собственные солнечные спектры, чтобы вы могли показать маленькое чудо своим друзьям и родителям, воздушные шары цветов радуги, а еще фломастеры всех цветов! Творите и исследуйте!
Наше занятие окончено. Попрощайтесь с нашими гостями.
Прикреплённые файлы:
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы для детей первой младшей группы «Зайкина корзинка» Цель: Формировать у детей представление об овощах. Задачи : Закрепить умение узнавать и различать овощи. Закрепить основные цвета: красный,.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лаборатория неживой природы» в старшей группе Программное содержание: -познакомить детей со свойствами воды: жидкая. Не имеет цвета, вкуса, запаха; -развивать исследовательские навыки,.
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности для детей 2–3 лет Тема:‹‹Вода-какая она›› Интеграция образовательных областей: Игровая Коммуникативная Позновательно-исследовательская Физическая культура.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи» для детей с ЗПР 5–6 лет Тема: «Овощи» Цель: закреплять, уточнять и расширять представления детей об овощах Задачи: Образовательные: — Активизировать и расширять.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР 5–6 лет «Дикие животные наших лесов» Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище). Упражнять детей.
«Дикие и домашние животные». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР 5–6 лет Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР 5-6 лет Тема: «Дикие и домашние животные, и их детеныши».
Коспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «Дикие животные» Тема: Дикие животные. Цель: обогащать представления детей о животных, учить узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни.
НОД для детей 4–5 лет по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у белочки» с использованием Су-Джок-терапии Конспект НОД по развитию речи в средней группе Ознакомление с природой. Тема: «В гостях у белочки» Интеграция областей: «Художественно-эстетическое.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе «Зимующие птицы» Зимующие птицы. Программное содержание: Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 2–3 лет «Мяч» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: «Мяч» Цель: Совершенствование элементарных.
Источник