Занятие неживой природе летом

Человек и мир, 1 класс. Изменения в неживой природе и жизни растений летом

Цель: сформировать представление об изменениях в неживой природе и жизни растений летом и их связи.

Задачи : сформировать представление о лете как самом теплом времени года, зависимости температуры и продолжительности дня от высоты солнца над землей;

– формировать представление о ядовитых растениях, правилах поведения при встрече с ними, умение распознавать несколько ядовитых растения по их характерным признакам;

– продолжить учить учащихся объяснять связи между изменениями в неживой природе и жизни растений, распознавать известные растения по их рисункам;

– организовать ситуации, обеспечивающие развитие наблюдательности, внимания, мышления, воображения.

Основные ожидаемые результаты : учащиеся называют признаки лета в неживой природе, объясняют его главную особенность; перечисляют и объясняют изменения в жизни растений летом, распознают 1-2 ядовитых растения, перечисляют и объясняют правила поведения при встрече с ядовитыми или неизвестными растениями.

Оборудование: мультимедиапрезентация, карточки с заданиями, картинки с изображением времен года, схема «Признаки лета в неживой природе», музыка песни «Вот оно какое, наше лето. ».

1. Мотивационный этап

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Чтоб природе другом стать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Сёйчас у нас будет урок «Человек и мир».

2. Введение в тему, актуализация опорных знаний

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
(С. Пшеничных)

Изображение солнца вывешивается на доску.

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать нам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
- В какое время года солнце доставляет нам больше всего тепла и радости? Почему это происходит? Как на это реагируют растения и животные?

Учащиеся называют время года, описанное в стихотворении, объясняют, по каким признакам они это определили.

3. Сообщение темы урока

Формулируется темя урока. Учитель говорит о том, что лето называют самым радостным временем года. Задача учащихся на уроке: выяснить, можно ли с этим согласиться. Сообщается также, что на уроке учащиеся узнают, чем лето отличается от других времен года; какие изменения происходят в жизни растений летом; почему лето считается самым благоприятным временем для роста и развития растений.

4. Работа над новым материалом

Месяцы лета. На доске прикреплены карточки с названием трех летних месяцев. Учитель спрашивает, что объединяет эти месяцы? (Это месяцы лета).

— Кто знает, как называется первый месяц лета? Второй? И понятно, как называется третий месяц?

Читайте также:  Воздействие людей природную среду

Затем учащимся предлагается отгадать загадки:

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?

Дождь все чаще землю мочит,

А потом сентябрь встречай!

После каждой загадки учитель спрашивает, что учащиеся узнали о том или ином месяце лета.

Главный признак лета в неживой природе. Учитель отмечает, что каждое время года имеет свои характерные признаки, по которым мы сразу его узнаем: в природе, на рисунках, фотографиях. Например, какие признаки осени? (Изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад). Зимы? (Холодно, снег, лед на реке). Весны? (Пробуждение природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц …).

Учащиеся соединяют названия пор года с картинками, изображающими эти поры (презентация).

— Лето тоже имеет свои признаки. Как вы думаете, какие это признаки? Выслушав ответы учащихся, предлагает проверить, насколько правильно и полно названы эти признаки.

— Рассматриваем верхний рисунок на с. 56 учебного пособия и готовимся отвечать на вопросы. Какое время года отражено на рисунке? По каким признакам вы это определили? Почему дети могут купаться в водоеме? (Потому, что вода теплая). Почему именно летом вода в водоемах становится теплой и в них можно купаться? (Летом солнце греет сильнее).

Игра «Противоположности» позволяет установить признаки лета в неживой природе, выделить главный. Сначала учитель актуализирует представления учащихся о противоположных признаках, например, называет признак «короткий» и спрашивает, какой признак является противоположным этому (длинный); холодный – (теплый или горячий) и т.п. Затем организуется игра. Примерное содержание игры:

Зимой холодно, а летом … (тепло или жарко).

Зимой дни короткие, а летом …(длинные).

Зимой ночи длинные, а летом… (короткие).

Зимой солнце низко над землей, а летом … (высоко).

Весной вода в водоемах холодная, а летом … (теплая).

Осенью дождь холодный, а летом … (теплый).

Зима – самое холодное время года, а лето – самое … (теплое).

После игры учитель просит сделать вывод, какой главный признак лета? (Тепло, очень тепло).

— Предлагаю вам отгадать загадки и установить еще другие явления, прежде всего характерные для лета.

Поднялись ворота — всему миру красота.

Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском —
Блеск.

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.

Текущее закрепление знаний об изменениях в неживой природе летом или признаков лета в неживой природе осуществляется с помощью схемы.

Организуется работа по поиску ответа на вопрос, почему лето – самое теплое время года. Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает рассмотреть рисунок с изображением высоты солнца над землей зимой, весной и летом относительно дерева (презентация).

Читайте также:  Еда для природы с ночевкой

Анализ рисунка осуществляется по вопросам: В какое время года солнце занимает самое низкое положение над землей? Как оно греет землю? Сделайте вывод, почему зима – самое холодное время года? В какое время года солнце занимает самое высокое положение над землей? (Летом. Учитель уточняет – в июне). Какое время года самое теплое? Почему? (Солнце находится высоко над землей, греет сильнее). Почему зимой холодно? (Солнце низко, греет слабо).

Игра «Заверши предложение»: учитель начинает предложение, а заканчивают его учащиеся, опираясь на содержание схемы. Например: Летом – самое теплое время года потому, что … (солнце высоко над землей, греет сильнее). Солнце летом поднимается выше над землей, поэтому становится … (теплее). Солнце летом поднимается выше, поэтому день становится … (длиннее). Летом становится теплее, поэтому идет … (теплый дождь, часто с грозами). Летом тепло, поэтому вода в водоемах … (теплая).

Текущая рефлексия: На какой вопрос мы получили ответ?

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.

(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.

Изменения в жизни растений летом.

О чём шла речь в физкультминутке? Демонстрируется несколько слайдов, рассматриваются рисунки в учебном пособии на с. 56-57; выясняется: чем богато лето (цветами, ягодами), какие растения и ягоды учащиеся узнали на рисунках.

Углубить знания, закрепить освоенные поможет выполнение задания на карточке (работа в парах): Отметьте зеленым кружком изменения в жизни растений летом (презентация). Ответы учащимися сверяются с эталоном правильного ответа, который появляется на том же слайде.

Почему лето самое благоприятное время для роста и развития растений? Ответ на вопрос выясняется в процессе беседы. Учащихся подводят к выводу, что росту и развитию растений способствует солнечное тепло, свет, теплые дожди.

Ядовитые растения. На слайде (презентация) записываются предложения, в которых пропущено по одному слову: «Не стоит брать в руки, и тем более в … незнакомые растения. (Пропущено слово «рот»). Это может быть … для вашего здоровья». (Пропущено слово «опасно») После того, как учащиеся восстановили предложения, выясняется, почему нужно следовать данному совету. Ответы обобщаются, отмечается, что летом луга, поля, лесные поляны напоминают большой прекрасный цветущий ковер. Но среди растений, к сожалению, встречаются и очень опасные, встреча с которыми нам может грозить бедой. Это ядовитые растения. Чтобы избежать неприятных моментов в своей жизни и жизни близких, особенно любознательных детей, следует «знать в лицо» не только полезные растения, но и ядовитые, с. 57.

Читайте также:  Есть ли природный хрусталь

! Если позволяет время, можно поработать с содержанием слайда под № 9. Учащимся предлагаются вопросы: Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя? (Вороний глаз, волчье лыко). Какое еще растение изображено на слайде? (Ландыш). Когда цветет ландыш? Можно напомнить, что волчье лыко также цветет весной, но еще раньше, чем ландыш. Подчеркивается, что на слайде не только цветущие растения, но и их ягоды. Учащиеся определяют, какому растению принадлежат ягоды.

Текущая рефлексия: Каким растениям была посвящена эта часть урока? Почему мы должны знать эти растения?

5. Закрепление материала 
 - Найдите лишний предмет, объясните, почему он лишний.
Ромашка, малина, смородина, крыжовник. (Цветок, остальные ягоды)
Черника, брусника, клубника, земляника. (Садовая ягода и лесные)
Крушина, волчье лыко, смородина, вороний глаз. (Сад. ягода и ядовитые)
- Разгадайте ребусы (презентация + карточки по одной на парту)
https://kinderbooks.ru/800/600/http/vse-razgadaem.ru/wp-content/uploads/2015/06/rebusy-pro-leto-3.jpg  https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0220/00030f5f-11c7e2ff/hello_html_m717762f0.jpgлетние загадки и ребусы: солнце
- Что нового вы узнали об изменениях в природе летом?
 - Придумайте слово, которое описывает предмет и называет, какой он:
 - Посмотрите на наше солнышко. Чего не хватает? Правильно, лучиков. На партах лежат лучики и облачка. Если у вас в конце нашего урока хорошее настроение, вам все понравилось и все у вас получилось, то прикрепите к солнышку лучик. Если же настроение очень плохое, ничего не понравилось и не получилось, то облако.
Дети прикрепляют выбранные элементы к доске (под музыку «Вот оно какое, наше лето….»)

Игра : «Что бывает летом

Отвечайте на вопросы «ДА» или «НЕТ» .

Летом солнышко ярко сияет ? (да)

Летом листья желтеют и опадают? (нет)

Летом радуга часто появляется? (да)

А мороз «сердитый» надвигается? (нет)

Летом загорают и купаются ? (да)

А на санках и «ватрушках» с гор катаются? (нет)

Летом пчёлка на цветке сидит? (да)

А медведь в берлоге летом спит ? (нет)

Цветы на клумбе распускаются? (да)

Гирлянды у ёлки новогодней загораются? (нет)

Летом дети в шубы одеваются? (нет)

Может, на юг птицы летом собираются ? (нет)

Летом сосульки на солнышке тают? (нет)

Летом вода в реке замерзает? (нет)

Под «грибной» дождик дети выбегают? (да)

В отпуск с мамой, папой улетают? (да)

Летом загорают наши спинки, плечики? (да)

«Поют» и прыгают в траве кузнечики? (да)

Источник

Оцените статью