Конспект занятия «Природа Южного Урала»
1. Расширение знаний детей о животных, обитающие на территории Южного Урала.
2. Учить различать животных по внешнему описанию.
Публикация «Конспект занятия „Природа Южного Урала“» размещена в разделах
3. Расширение знание детей о птицах, живущих на Южном Урале.
4. Расширение знаний детей о растениях, деревьях, растущих на Южном Урале.
5. Воспитание любви к своей Родине, гордости, патриотизма.
Оборудование: презентация с изображениями по теме «Природа Южного Урала»; игрушка лося.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня с вами пришел гость. Его зовут Лосяш. Давайте все вместе с ним поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, Лосяш к нам пришел не просто так. Он очень хочет узнать, что такое Родина. Скажите, а что такое Родина?
Дети: это там где мы живем.
Хлеб за праздничным столом.
Край, в котором мы с тобой живем….
Родина – это земля, где ты родился. Ребята, а кто знает, как называется наш город?
Воспитатель: Да молодцы, у нашего города красивое и звучное название -Миасс. И наш с вами город расположен на Урале. Наш край получил свое название по Уральским горам.
И в лесах, и в полях, на лугах и у водоемов на Урале водится множество животных. А что бы узнать какие это животные Лосяш принес загадки. Давайте попробуем их отгадать.
Ну конечно это – (Лось) Хвост пушистый бережёт
Дружбу водит лишь с лисой,
Убегает без оглядки? (Заяц)
Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжей хвост, а не лисица.
(Белка) Он коричневый, лохматый.
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки Лосяша отгадали. А теперь давайте с ним немного поиграем.
Интерактивная физминутка «Веселая мышка»
Воспитатель: Богат птичий мир Южного Урала. Лосяш, а ты знаешь какие это птицы?
Лосяш: Я знаю. И хочу проверить, как вы их знаете.
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу и скажите про какого она.
Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.
Воспитатель: Конечно про сокола. У сокола длинные узкие крылья, изогнуты клюв и короткий хвост, мощные лапы.
Воспитатель: А следующая что за птица?
С криком вьются у крыльца.
Воспитатель: Молодцы ребята, это ласточка. А кто узнает следующую птицу?
Всех прилетных птиц черней,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица (грач)
Воспитатель: Молодцы ребята, это грач. А что за это птица? Послушайте.
Воспитатель: Вот видишь Лосяш, всех птиц наши ребята узнали. Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни — уничтожают вредных насекомых, другие — полевок и мышей ловят, третьи — семена сорняков поедают.
Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время — подкармливать.
Пальчиковая игра «Совушка-сова»
Ты большая голова! Складываем руки шариком.
Головою все вертела – Растопырить пальцы, показывая дерево.
В яму покатилася! Складываем руки шариком и вращаем.
Лосяш: Ребята, а какие только растения не встретишь на территории нашего края.
Поля, луга, леса, водоемы — кругом столько интересного. Количество видов растений очень большое. Иван-чай, клевер, васильки, ромашки, полынь… Растения бывают лекарственные, кормовые и ядовитые. В нашей области можно встретить около 150 видов лекарственных растений!
А каких деревьев только нет в Челябинской области!
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие деревья вы знаете?
Воспитатель: Молодцы ребята, здесь растет липа, клен, осина, ели, дуб, береза.
Уральские леса, как богатыри — могучие, высокие, дремучие. Они богаты ягодами и грибами. Но если их не беречь, они могут исчезнуть.
В лесу нужно соблюдать особые правила: нельзя ломать ветки деревьев, рвать цветы, трогать птичьи гнезда в лесу, оставлять мусор, шуметь. А еще надо беречь лес от пожара.
Лосяш: Ребята, какие же вы умные. Все знаете.
Воспитатель: Да Лосяш, у нас ребята очень умные. А теперь ребята, давайте поиграем и проверим, как вы все запомнили.
1) Какое из этих животные, не живет на Южном Урале?
2) Прилетает к нам с теплом,
Дуб, ель, береза или медведь? А почему?
Дети: Потому что дуб, ель, береза – это деревья. А медведь – это животное.
4) Что это за животное? Ее называют хитрой. Как не быть хитрой, когда на белом снегу издалека видна ее огненно-рыжая шкура. Рысь, белка или лиса?
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. А теперь давайте скажем Лосяшу до свидания.
Лосяш: До свидания ребята, я к вам еще приду.
Прикреплённые файлы:
Фоторепортаж. Поездка в «Маленькую Швейцарию» Урала. Выходные в «Маленькой Швейцарии» Урала. В эти выходные мы всем коллективом детского сада поехали в прекрасный город Кыштым Челябинской.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Декоративно-прикладное искусство Южного Урала» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Декоративно-прикладное искусство Южного Урала. Подоксенова М. М. Цель.
Конспект НОД по краеведению в средней группе. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.
Конспект НОД «Природа и мы» Конспект НОД «Природа и мы» Программное содержание: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля, умение рисовать карандашами,.
Мастер-класс «Культурное наследие Южного Урала» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Обручевкий детский сад» мастер класс «Культурное наследие Южного Урала».
Ознакомление детей с народным искусством Южного Урала Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования.
Проект по национально-региональному компоненту в средней группе «Жилища народов Южного Урала» Проект по национально-региональному компоненту в средней группе «Жилища народов Южного Урала» Воспитатель: Запащикова Ю. И. Тип проекта:.
Проект «Профессии Южного Урала. Профессия летчик» Информационная карта проекта: Вид проекта: социально – коммуникативный Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта:.
Спортивный праздник «Игры народов Урала». Сценарий в форме путешествия по станциям — республикам Урала Спортивный праздник «Игры народов Урала» Ведущий Урал – место удивительное, сказочное. Не зря, народы жившие здесь с древних времен, считали.
Источник
Конспект занятия «Путешествие по природным уголкам Южного Урала»
«Путешествие по природным уголкам Южного Урала»
Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о многообразии природных уголков Южного Урала. Продолжать учить детей выделять связи и взаимозависимости в различных экосистемах (луг, лес, водоем, горы). Продолжать формировать навыки экологического поведения в природе. Развивать творческое мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности. Воспитывать патриотические чувства.
Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Урале; чтение художественной, краеведческой литературы; заучивание стихов; рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением природы родного края; дидактические игры «Животный и растительный мир Южного Урала»; знакомство с коллекцией камней – самоцветов.
Материал: Презентация, картинки с изображением животных и растений, карточки с условными обозначениями корней, стеблей, листьев, карточки – домики (желтый, синий, зеленый), канат, магнитофон, аудиозапись «Шум леса», доска.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по природным уголкам Южного Урала. (слайд 2) Скажите, какие правила должен соблюдать человек, находившись в лесу, на лугу, у водоемов.
Дети: не должен ломать ветки, рвать цветы с корнем, разорять муравейники, гнезда и т.д. (слайд 3)
Педагог: Мы пойдем осторожно и тихо, не тронем мухоморы, и муравейники, по-доброму отнесемся к животным и растениям. Посмотрите на экран, откуда мы начнем наше путешествие.
Дети: Мы начнем путешествие от вокзала. (слайд 4)
Педагог: Занимаем места в поезде и в путь! (звучит аудиозапись) Посмотрите в окно, полюбуйтесь красотой лугов и лесов, какие высокие горы, как звонко щебечут птицы (слайды 5). Вот и остановка. Как здесь красиво и много цветов, как пахнет разнотравьем. Как вы думаете, куда мы приехали? (слайд 6).
Дети: Мы находимся на лугу.
Педагог: Рассмотрите, какие цветы здесь растут? Расскажите про них.
Дети: Рассказывают стихи про гвоздику, ромашку, василек, и т.д. (слайд 7)
Педагог: Ребята, посмотрите на экран, что это за цветок?
Дети: На карте изображен колокольчик. (слайд 8)
Педагог: Бывает фиолетовый или голубой,
Часто на полянке встречает нас тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышим звон.
Какими нежными и красивыми словами описывают этот цветок. А вы хотели бы превратиться в колокольчики?
Физминутка: «Колокольчики»
Раннее утро колокольчики спят (Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям)
Но вот полянку осветили первые лучи солнца. Колокольчики просыпаются, расправляют листья, тянуться к солнышку. Тепло, хорошо, цветы радуются солнечному утру. (Дети встают, потягиваются)
На листьях роса, цветы стряхнули ее. Осмотрелись по сторонам. Поздоровались друг с другом. (Потрясти руками, повертели, покивали головой)
С озера подул легкий ветер. Закачались колокольчики, зазвенели: «Динь-динь». но их звон так тих, что никто его не слышит.
Захотелось колокольчикам пить. Стали они тянуть корешки к подземным водам. (Поочередно вытягивают ноги в сторону)
Попили. Расправили листья и раскрыли свои лепестки. (Поднимают руки над головой, плавно через стороны опускают).
Но вот солнышко стало садиться. Наступил вечер. Колокольчики засыпают. (Дети сидят на корточках, прижав голову к коленям)
Педагог: Отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, куда мы пойдем дальше?
Дети: Мы пойдем к лесу. (слайд 9)
Педагог: Перед нами лес. А что такое лес?
Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.
Педагог: Давайте вспомним и составим схему строения дерева. (ребенок на доске составляет схему дерева) (слайд 10)
Педагог: А какие виды деревьев вы знаете?
Дети: Есть деревья лиственные и хвойные. (слайд 11)
Педагог: Как мы условно обозначаем лиственные деревья и хвойные?
Дети: (на доске выкладывают условные обозначения) Лиственные деревья – обычный лист
Хвойные деревья – лист-иголка (хвоя)
Педагог: А сейчас девочки назовут лиственные деревья, а мальчики – хвойные. Дети классифицируют деревья, объясняя свой выбор.
Педагог: Много деревьев вы знаете. Бывает, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?
Дети: Такой лес называется смешанный. (слайд 12)
Педагог: (на экране показывает разновидности леса). Если в лесу растет один вид лиственных деревьев, то он называется – роща, если хвойных – бор. (слайд 13)
Педагог: Ребята, а у народов Южного Урала есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы ее понимаете. А чем можно полакомиться в Уральских лесах?
Дети: В лесу можно собирать грибы, ягоды.
Педагог: А какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Лесные ягоды малина, земляника, смородина и т.д. (слайд14)
Педагог: Какие грибы растут в наших лесах?
Дети: Грибы — сыроежки, боровики, опята и т.д. (слайд15)
Педагог: Ребята, а без чего растения не могут существовать?
Дети: Растения не могут существовать без солнца, влаги, почвы, чистого воздуха и т.д.
Педагог: Продолжаем наше путешествие. Куда мы пойдем дальше? (слайд16)
Педагог: Переправиться через него можно, если вы правильно назовете и распределите животных и растения по различным экосистемам (луг, лес, водоем). (слайды 17-19)
Дидактическая игра «Найди домик» Заполнение карточек – домиков (луг, лес, водоем) животными и растениями.
Педагог: Молодцы, справились с заданием. Продолжаем путешествие. Куда мы пойдем дальше?
Дети: Мы пойдем к горам. (слайд 20)
Педагог: Уральские горы называют каменным поясом. Словно в гигантской сказочной копилке, в недрах Урала собраны богатства: полезные ископаемые, камни – самоцветы, минералы и драгоценные камни. Назовите, чем богаты и славятся наши горы. (слайды 21-23)
Дети: Рассказывают о камнях (железной руде, яшме, известняке, малахите, граните, и т.д.)
Педагог: Для чего используют? Что из них делают?
Дети: Из железной руды делают металл, из малахита и яшмы – украшения и т.д.
Педагог: Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растительному и животному миру. Каждый находящийся в лесу, на лугу, у водоема должен знать и помнить правила, которые мы повторили в начале нашего путешествия
Педагог: Наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в детский сад. (слайд24)
(звучит аудиозапись) Вам понравилось путешествовать по природным уголкам Южного Урала? Где мы с вами побывали? Сейчас мы пойдем на прогулку, а вечером вы нарисуете, то, что больше всего вам понравилось в путешествии.
/data/files/s1542907654.ppt (Путешествие по природным уголкам Южного Урала)
Источник