Конспект занятия на тему «Птицы нашего двора» для детей коррекционной школы.
Цель . Способствовать расширению знаний детей о птицах, живущих рядом с нами, о зимующих птицах; обобщение жизненных наблюдений за птицами; содействовать воспитанию заботливого отношения к ним.
Предметные . Сформировать у детей представление о птицах, живущих рядом с нами, учить распознавать перелетных и зимующих птиц.
Коммуникативные. Учить находить нужную информацию в разных источниках, использовать жизненный опыт, делать выводы, работать в группе.
Личностные. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать.
Оборудование. Картинки с изображением птиц(дятел, соловей, воробей, ласточка, голубь, стриж, сорока, журавль, трясогузка, галка. Скворец. Аист, ворона. Грач. Синица, ворона, кукушка), дерева, солнца.
Сегодня занятие посвящено птицам. В течение недели вы подбирали разнообразный материал о птицах, которые живут рядом с нами. В процессе занятия вам предстоит возможность поделиться самыми интересными фактами из жизни птиц.
Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных? Чем они привлекают нас?
( иллюстрации птиц на доске)
Конечно же. Самое главное отличие птиц состоит в том, что они летают и у каждой свой стиль полета. Орлы и некоторые крупные птицы подолгу парят в небе. Серые журавли могут подниматься на высоту до 3 км. Горные гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин. Стрижи и жаворонки в полете постоянно поют. Едва ли вы найдете среди животных тех, которые причудливо окрашены, взять хотя бы щеглов.
И, наконец, птицы поют. Чиж дарит нам незатейливую песенку. Завораживают затейливые трели соловья.
А почему птиц называют именно птицами?
(Найдите токование этого слова в словаре)
«Пернатые, птицы»-корень, с которым связано это слово, дал в индоевропейских языках целый ряд слов со значением «крыло», «птичье перо». Греческое «птэрон»-«перо»-крыло. Его же мы встречаем в русских словах «парить, перо, папоротник.
Птицы охраняют наши леса. Поля. Сады и огороды от вредных насекомых. Работа их огромна. И сейчас мы в этом убедимся.
Интересные факты о птицах. ( сообщения детей)
· На отдельно стоящей березе на 20000 листьев обитает 680 тысяч животных, а на одном крупном дубе на 1 кв.м. будет до 4000 жуков и личинок.
· Нет ничего удивительно в том, что насекомые полностью могут уничтожить урожай на большой площади. Так вот в борьбе с насекомыми нам помогают птицы и приносят большую пользу. Птицы очень прожорливы, некоторые из них за сутки съедают столько, сколько весят сами. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, он должен был съедать в день до 40 булок хлеба.
Теперь вы убедились в том, что птицы очень важны в природе?
3.Игра «Веришь- не веришь»
· Верите ли вы, что кукушка кукует ,не открывая клюва? (да)
· Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
· Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? ( нет)
· Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? ( да)
-Всех ли птиц можно встретить сейчас? Почему?
-Как называют птиц, которые остаются на зиму?
-Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
4 .Практическая работа.
Задание №1 . На доске картинки с изображениями птиц. Здесь есть не только зимующие, но и перелетные, которые отстают от своих стай и ждут не дождутся, когда вы им поможете. Для этого все картинки нужно разделить на 2 группы: зимующих- на деревьях, перелетных- ближе к солнцу.
Задание №2 . Сообщения детей о птицах, которые живут рядом.
Задание №3. Игра «Назови ласково»
Птица-птичка, перо-…., крыло-…. хвост-…., ворона-…. клюв-…. синица-…. птенец-…. воробей-…., голубь-….
Задание №4. Творческие работы детей.
Группа1- создает плакат «Берегите птиц»
Группа2- выполнение аппликации «Радужная птица» в технике мозаика.
Группа3-раскраживает изображения птиц.
Задание №5 . Игра «Узнай птицу по описанию»
· Эта маленькая птичка с круглой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем В холод садятся близко друг к другу, жмутся, нахохлившись. ( воробей)
· На голове этой птицы черная шапочка, щеки белые, черный галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая. ( синица)
· Эта птица прилетает к нам зимой. У нее красная грудка.( снегирь)
· У этой птицы красивое пестрое оперение На голове белые пятна, на сложенных крыльях- белые полоски. Клюв прочный и острый. ( дятел)
· Эта небольшая птица красного цвета с цепкими лапками и крестообразным клювом (клест)
· Голова , крылья. Хвост черные, а по бокам белоснежные перья, хвост длинный, клюв прочный и острый. (сорока)
Задание №6 Кто что ест .
Для различных видов птиц нужны разные корма. Клесты питаются сосновыми и еловыми семенами.
Для птиц зимующих вы должны заранее заготовить корм.Делают это летом м осенью.
Это –семена подсолнуха, тыквы, дыни.
Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
Пшено и просо-любимая еда воробьев.
Семена репейников-еда щеглов.
Семена крапивы- еда зерновых птиц.
Для заготовки семян срезают растения и хранят их в виде веничков. Зимой венички весят около кормушек.
Ягоды калины и рябины-еда снегирей и свиристелей. Эти ягоды заготавливают после заморозков.
Сало-корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки сала подвешивают на ниточках.
Задание №7 Игра «Определи корм»
С завязанными глазами дети угадывают корм. Рассказывают кто им питается.
5. Итог занятия. Рефлексия.
Поделитесь с птицами едой!
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они над вьюжною бедой
Не опустят крылья-не согнутся.
-что нового узнали на занятии?
-Что полезного взяли на заметку?
-Какими знаниями вы можете поделиться с родителями, с друзьями?
Смастерите кормушку для птиц и повесьте ее около своего дома.
Источник
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для младших дошкольников на тему: «Птицы нашего двора. Воробей и ворона».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для младших дошкольников на тему: «Птицы нашего двора. Воробей и ворона».
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о птицах (о воробье и вороне).
Задачи:
— Уточнить знания детей о птицах (внешний вид, поведение в природе).
— Учить распознавать птиц по способам передвижения и издаваемым звукам.
Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
— Воспитывать бережное отношение к птицам.
Материал к занятию: картинки с изображением птиц.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами, чтение рассказов, загадывание загадок, рассматривание картинок.
— Ребятки, посмотрите, у меня красивый конверт.
— Давайте посмотрим что же в нем лежит?
— Это фотографии птиц.
— Давайте их рассмотрим и назовем? (показ детям картин с изображением птиц и выставление их на доску)
— Посмотрите, эта птичка маленькая, а эта большая.
— Кто мне поможет, как они называются?
— Это воробьи (показ картинки)
— Это ворона (показ картинки).
— Где мы с вами могли встречать этих птиц?
— Правильно, во дворе, на участке сада.
— Послушайте стихотворение про воробья
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик
А теперь послушайте стихотворение про ворону
Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!
— Чем отличаются эти птицы друг от друга?
— Воробей маленький, а ворона большая.
— Что можно сказать об окраске перьев?
— Воробьи серо-коричневые, а перья у вороны на крыльях и на хвосте темные, черные, а туловище светлое.
— Ребята, а как же птицы кушают?
— Воробьи прыгают или перелетают с места на место.
— Вороны важно шагают и не отдадут свою добычу. Они берут пищу своим большим клювом, отлетают и прячут.
— Давайте с вами поиграем в игру и будем маленькими воробушками.
— Сделали ручки в сторону и полетели за мной.
— Как воробушки чирикают?
— Чик-чирик, чик-чирик.
— А теперь покажите, как каркают вороны и как они важно вышагивают?
Дети изображают ворон.
— Вороны и воробьи не улетают в теплые края, они остаются зимовать у нас.
— К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом. И поэтому им теплее.
— К ночи птицы летят в парк и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в перышки и им становится теплее. Они так спасаются от мороза.
— Ребята, а чем же эти птицы похож?
— У них есть клюв, голова, туловище и лапки, а тело покрыто перьями.
— И воробей и ворона – обе эти птицы живут недалеко от людей.
Они от нас на зиму не улетают.
— Ребята, расскажите а чем мы с вами можем помочь птицам.
— Мы их можем покормить пшеном или белым хлебом.
— Птицам надо помогать, особенно зимой, когда у них в природе остается мало корма.
— Кто из вас уже кормил птичек?
— Молодцы ребятки.
— Вам понравилось наше занятие?
— О каких птицах мы с вами сегодня говорили?
— О воробьях и о воронах.
— Занятие окончено.
После занятия одна подгруппа детей будет лепить воробьев, а другая подгруппа ворон.
Источник