«Кукушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Интегрированное занятие по окружающему миру «Кукушка» подготовительная группа.
Цель: познакомить детей с новыми фактами из жизни кукушки.
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; активизировать словарь детей; развивать связную речь, внимание, мелкую моторику.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и скажите о каком времени года идет речь?
Воспитатель: Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).
А каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем в игру!
Упражнение «Скажи одним словом» (с мячом)
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
У цапли длинные лапы (какая цапля) — Длиннолапая цапля.
У аиста красный клюв (какой аист) — Красноклювый аист.
У лебедя белые крылья (какой лебедь) — Белокрылый лебедь.
У чижа желтая грудь (какой чиж) — Желтогрудый чиж.
У ласточки черная голова (какая ласточка ) — Черноголовая ласточка.
У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка ) — Длиннохвостая трясогузка.
У ласточки быстрые крылья, поэтому её называют … быстрокрылой.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют… звонкоголосым.
Молодцы! Правильно назвали. А теперь отгадайте загадку!
Не строит для себя гнезда,
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Среди птиц нет, пожалуй, другого вида, который был бы столь популярен, как кукушка. Ее знают все по названию. Ее голос знаком каждому. Он громкий, разносится далеко и может быть услышан весной и в начале лета повсюду: в лесах, на лугах, в долинах рек, в горах, в пригородных рощах и парках.
Даже в квартире кукушка может напомнить о себе, если только в доме есть стенные «кукующие» часы. Кукушку знают практически все народы Европы и Азии, так как распространена она чрезвычайно широко. И зовут ее кукушкой из-за голоса — двусложного выкрика «ку-ку».
Название ее послужило поводом для наименования также многих растений: «кукушкин лен» (определенные мхи), «кукушкин цвет» (горицвет, дрема), «кукушкины слезки» (народное название некоторых травянистых растений, главным образом из орхидных) и др. «
Несмотря на то, что кукушка — птица вполне обычная и местами даже многочисленная, большинство людей ее не видело, а лишь слышало — настолько ее трудно заметить в природе. Ведет она чрезвычайно скрытный образ жизни, перелеты совершает по ночам, а днем прячется в зарослях.
Дети встают в круг, в центре стоит водящий, с закрытыми глазами. Дети берутся за руки и ходят по кругу.
К нам кукушка в огород залетела и поет!
А ты, Лена, не зевай! Кто кукует угадай!
Ребенок, на которого показал воспитатель — кукует, а ведущий отгадывает.
Самцы отличаются от самок только окрасом. Они преимущественно серого цвета.
Кукушка — перелетная птица, на зиму она кочует в тропическую Африку. Но интересная штука: большинство птиц совершает свои перелеты стаями, а вот стай кукушек никто не видел. Осенью они незаметно исчезают, старшее поколение раньше, молодые позже. Летят обычно по ночам и, вероятнее всего, в одиночку.
Питаются кукушки различными насекомыми, которых поедают почти весь день в больших количествах. Кукушки приносят большую пользу, поедая мохнатых гусениц, покрытых ядом. Кукушка — птица осторожная и скрытная. Далеко не все видели ее живьем.
Чтобы отложить яйцо в чужое гнездо кукушка пользуется помощью самца, который своим оперением удивительно напоминает ястреба. Самец начинает летать вокруг выбранного гнезда, а птица, завидев этого лжеястреба, в страхе покидает его. Тогда кукушка, быстро подлетев к опустевшему гнезду и выбросив одно хозяйское яичко, кладет на его место свое. Вернувшаяся птица видит, что все яйца на месте и продолжает высиживание.
К настоящему времени насчитывается около 150 видов птиц, которым кукушка подбрасывает свои яйца в гнездо. И что интересно, в гнезде вида-воспитателя яйцо кукушки практически неотличимо от яиц хозяев гнезда.
Кукушонок будучи ещё слепым, глухим и совершенно голым, разрешает свои жилищные проблемы, выбрасывая из гнезда яйца или птенцов хозяев. На нижней части спины кукушонка имеется особое углубление. Кукушонок широко расставляет ноги и, опираясь головой о дно гнезда, пытается подлезть под яйцо или птенца. Таким образом, он остается в гнезде один.
И приемные родители продолжают его кормить до той поры, пока он не научиться самостоятельно летать и питаться.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кукушка полезная птица? Почему? (Ответы детей).
А могут ли птенцы есть ядовитых гусениц? И можно ли кукушку назвать плохой матерью? (Ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю, ребята, сделать из бумаги кукушку! Но перед началом, мы с вами разогреем наши пальчики!
Пальчиковая игра «Шла кукушка».
(Дети сидят за столом «идут» пальчиками по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка, (ладони соединяются «ковшом»)
У неё была корзинка, (ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяют
руки)
А корзинка на пол — бух! (разводят руки в стороны, шевеля пальцами –
летящие мухи)
Полетело много мух!
Затем дети по образцу делают крылья – гармошки для кукушки и саму птицу.
Воспитатель: Что сегодня вы узнали нового и интересного из жизни кукушки? Что вам понравилось? Что было трудно для вас?
Источник
Внеклассное занятие «Загадочная птица – кукушка».
Формировать представление о внешнем виде кукушки, особенностях и образе жизни.
Развивать внимание, память, логическое мышление, умение работать в группах и парах.
Развивать умение детей выделять главное в тексте, анализировать и обобщать.
Воспитывать любовь к птицам.
Дети, давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся. Я думаю, что у всех стало хорошее настроение, потому что любому человеку приятно видеть улыбающихся людей. Давайте с хорошим настроением начнём наше внеклассное занятие.
2. Повторение предыдущего материала.
Какую группу животных мы изучали на прошлых занятиях?
Чтобы проверить, запомнили ли вы их, мы проведём игру
«Узнай птицу». Цель игры: узнать птиц по внешнему виду и голосу.
Молодцы! Вы справились с заданием и показали хорошие знания о птицах.
3. Основная часть.
— Знакомство с новой птицей
Сегодня нам предстоит познакомиться с новой птицей.
Послушайте загадку, и догадайтесь о какой птице пойдёт речь.
Для птенцов не вьет гнезда.
Молодцы! Скажите, по какому признаку вы догадались, что речь идёт о кукушке?
Ребята, поднимите руку, кто видел кукушку.
Я открою вам секрет, что увидеть кукушку удаётся очень – очень редко, и не всем посчастливится её увидеть. Её голос можно услышать на больших расстояниях, но сама она всегда прячется. Увидеть кукушку не так просто.
А как вы думаете, почему эта птица получила такое название? ( Ответы детей).
Достаточно один раз услышать голос кукушки, чтобы сразу понять, почему ей дали такое имя. И так птица зовется только на русском языке. Немцы зовут эту птицу «кукук». Французы — «куку». В Румынии она зовется «кук». В Италии — «куколо». По-испански ее имя звучит «куко», а по-турецки — «гугук».
Сегодня она прилетела к нам в класс, но я не могу её никак найти, помогите мне. (Дети ищут птицу в классе, она спряталась за стендом).
(Картинка с изображением кукушки вывешивается на доску.)
Подойдите поближе и рассмотрите птицу.
Что вы можете сказать о внешнем виде кукушки, её окраске, размерах.
(Дети описывают внешний вид кукушки, её размеры, окраску).
Весит кукушка около 107 граммов, её длина 35 см. (Чуть больше голубя).
А сейчас поработаем в группах. Помните основное правило работы в группе: работаем вместе, от участия каждого зависит общий результат. Вам надо собрать в группе из деталей картинку с изображением кукушки.
Об этой птице сложено немало легенд. Одну из них нам расскажет ученица нашего класса.
Почти у всех народов с кукушкой связано множество легенд. В одной из самых распространенных говорится о том, что женщина загубила своего мужа, бог в наказание превратил ее в птицу, которой никогда не суждено было иметь свою семью. Горько с тех пор плачет кукушка. Ее слезы превращаются в травку, так называемые кукушкины слезы, а печальный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди верили в это предание, называли птицу «бедной вдовушкой», «горемычной кукушечкой». И не ведали, что слышат они не плач, а весеннюю песню, и не «вдовушки», а самца!
Ребята, что же нового вы узнали из легенды о кукушке?
(Не высиживает яйца; поёт самец; есть травка, которая имеет название «кукушкины слёзы»).
Рассмотрите травку «кукушкины слёзы». (Рисунок травки лежит на столе у детей).
Действительно, кукушка не высиживает птенцов, не выкармливает их, она подкладывает яйца другим птицам. А приёмные родители как – будто не замечают перемен в своём гнезде.
Цвет яиц у кукушки различен, она откладывает более 150 оттенков яиц.
Подкинув яйца в несколько гнезд, по одному в каждое (а яиц у кукушки бывает и 10, и 25), кукушка спокойно отправляется на зимовку в Южную Африку. Однажды в Англии была организована выставка яиц кукушки, собранных в 76 гнездах разных видов птиц. Представлено было 919 яиц самых разных цветов, раскраски и величины. А ведь представлены были далеко не все яйца.
Чтение текста. Работа в парах.
Прочитайте текст и придумайте название. Определите, какое предложение самое главное в этом тексте. Подчеркните его.
Кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Какое название вы придумали? Объясните, почему.
Каких гусениц она съедает?
Заранее начертить круги, их количество должно быть на 1 меньше, чем количество играющихся. Один из игроков «кукушка» — у неё не будет гнезда. Когда ведущий скомандует: «Полетели!» — все вылетают из гнезда и разбегаются в разные стороны. «Кукушка» летит со всеми вместе. Потом ведущий командует «Домой!» и все бегут в свои гнёзда, кукушка должна занять любое гнездо, кто остался без гнезда, становится «кукушкой».
Оцените свою работу на занятии. (Дети поднимают круг соответствующего цвета).
4.Подведение итогов занятия.
Что особенно запомнилось вам о кукушке?
Источник