Занятия по охране птиц

Конспект урока по биологии в коррекционной школе «Охрана птиц»
методическая разработка по биологии (8 класс)

Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.

Вид урока: комбинированный. Творческая мастерская

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.

обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с редкими видами птиц родного края;
коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

Умение работать самостоятельно, в группах.

Умение работать с дополнительной литературой и находить нужную информацию.

Умение анализировать и делать выводы.

Подготовительная работа : экскурсия в (экологический) краеведческий музей;

отчёт по экскурсии — презентация.

Формируемые понятия: заказник.

Дидактические средства и материалы:

карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», «Заповедник», музыка: фрагмент «Звуки природы», А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.

Скачать:

Вложение Размер
ФайлКонспект урока 35.45 КБ
Файлпрезентация к уроку 2.59 МБ
Файлзагадки 2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : урок закрепления и обобщения полученных знаний.

Вид урока: комбинированный. Творческая мастерская

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.

— обучающие : создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с редкими видами птиц родного края;
— коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
— воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

Умение работать самостоятельно, в группах.

Умение работать с дополнительной литературой и находить нужную информацию.

Читайте также:  Домашняя птица гуси инкубация

Умение анализировать и делать выводы.

Подготовительная работа : экскурсия в (экологический) краеведческий музей;

отчёт по экскурсии — презентация .

Формируемые понятия: заказник.

Дидактические средства и материалы:

карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», «Заповедник», музыка: фрагмент «Звуки природы», А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.

1. Организационный момент. Сообщение темы.

Звучит музыкальный фрагмент «Звуки природы» На фоне музыки слова учителя:

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых —
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,

Ну, дрозды, ну, синички .
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?

И еще утверждаем . Что мы любим природу.

У : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в творческой мастерской «Охрана птиц» (привлечь внимание на запись на доске). Рассмотрим многообразии охраняемых птиц нашего края, поговорим о необходимости их охраны. Для творчества у вас на столе находится необходимый материал ( папки с заданиями)

2. Индукция- пробуждение личностного интереса с целью более надежного привлечения внимания ребят. Прослушивание » Песни про птиц»( А.Градский .) начать с фразы:

У: я познакомлю вас с одной историей. которую невозможно слушать без боли и страдания. ( пауза- это создает атмосферу ожидания ,ее следует выдержать. Учитель может только доброжелательно встречаться взглядом с учащимися и терпеливо ждать суждения самых терпеливых ребят)

У: О чём говорится в этой песне.

Ответы детей: птиц стреляют. стреляют для развлечения и веселья.

У : Итак, появилась проблема.

( предложить учащимся на доске закрепить: Проблема: почему гибнут птицы? )

У: Птицы. Почему они гибнут.

Ответы детей: . загрязнение окружающей среды, убивают птиц, разоряют гнёзда, они погибают от холода и голода.

( По законам мастерской надо дать ребятам возможность выговориться, но долгой паузы не должно быть )

У : Да, человек- одна из главных причин гибели птиц. Люди вырубают леса, осушают болота, мелеют реки — нарушаются места обитания пернатых.

4. Принятие радикальных мер в защиту птиц.

Читайте также:  Апзу е1 650 нг устройство защиты от птиц

У: Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?

-Я предлагаю вам высказаться в защиту птиц, предложить свои меры по их охране в экологической игре «Напоминающие знаки ». Мы с вами вспомним правила поведения в природе. Перед вами знаки, несущие определенную информацию. Ваша задача сформулировать правило под этими рисунками. Объясните каждый знак – почему следует поступать так, а не иначе. Например, знак с изображением красной книги — это означает, что редкие и исчезающие виды птиц взяты под охрану. Вы продолжаете.

  1. Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
  2. Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
  3. Не шуми в природе.
  4. Не уничтожайте птиц.
  5. Подкармливать птиц зимой, развешивать кормушки.
  6. . весной искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
  7. Не руби деревья.
  8. Проводить акции по охране и защите птиц.

У: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с экологической игрой, но вы не назвали еще один способ охраны птиц. А вот что это за способ охраны вы узнаете, отгадав зашифрованное слово. Перед вами загадка (слайд ), прочитав которую вы должны отгадать птицу. Первая буква в названии птицы будет служить ключевой буквой в нашем зашифрованном слове( на доске).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (на доске открывается поочередно буквы зашифрованного слова).

У: получилось слово «Заказник»

— Давайте вспомним, что такое заказник?

Ответы детей: охраняемая территория.

У: Да, ребята, заказник способствует охране не только животных, растений, но и птиц.

6. Творческие работы учащихся.

У: Посетив краеведческий музей, мы познакомились с охраняемыми территориями Меленковского района, с многообразием птиц родного края. Узнали птиц, занесенных в Красную книгу Владимирской области. Вам было предложено составить отчет по теме «Охрана птиц».

Послушаем Латышева Дмитрия и Бондаренко Альбину (презентация).

У: Один из способов приблизиться к природе является изготовление скворечников и кормушек для птиц. Эти домики для птиц совмещают в себе и красоту, и пользу для окружающей нас природы. Ведь скворечник — это дом для птиц, а кормушка — столовая для них, сделанные руками человека, то есть это наша забота о братьях наших меньших.

Читайте также:  Виды одного рода птиц

— Предлагаю послушать Халдеева Даниила и Вихрова Никиту. Они представят нам свой фотоотчет (презентация ).

У: Работа по охране птиц- это не только практическая работа, но и экологическое просвещение. Поэтому перед Столяровой Натальей и Храмовой Лидией была поставлена задача: способствовать расширению знаний учащихся начальных классов о птицах.

У: Да, прекрасен мир, когда светит солнце, кругом свежо, зеленеет трава, цветут цветы, щебечут птицы . — не будь живописной природы, скучна была бы земная жизнь.

— чтобы это не случилось, послушаем обращение к нам — людям сегодняшним.

Песня «Раненная птица» исполняет Котвицкий Михаил.

7. Рефлексия — о т ражение чувств.

У: Подводя итог, мне хотелось бы узнать, какое задание вам на уроке понравилось, что вы запомнили и что было интересно узнать, где можете использовать полученные на уроке знания?

Пожалуйста, выберите любое предложение и продолжите ответ.

Мне было интересно узнать…

Полученные на уроке знания использую.

У: — Многообразие видов птиц- это показатель экологического благополучия природной среды.

-Мы должны сохранить этих птиц для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь! Ребята, запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так и мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на планете Земля. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим .

У: Ребята, обычно в марте в нашей школе проводим «праздник птиц».

Предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучший скворечник.

У: Ребята, благодарю вас за активное участие в работе нашей мастерской. Вы все на отлично справились с заданием.

У: Урок закончен. Всем спасибо!

Источник

Оцените статью