Викторина «Знатоки родной природы»
план-конспект
Цель: Создать условия для формирования у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы. .Прививать ученикам бережное отношение к природе.
Предметные результаты: Активизировать знания в области живой и неживой природы. Привить интерес к изучению природы. Привлечь внимание к уникальности природы на нашей планете.
Познавательные: ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема), наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с выполняемой задачей, действовать с учетом выделенных воспитателем ориентиров.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
- Детская аудитория делится на команды (лучше, если это будут разновозрастные команды).
- Для каждой команды нужен судья, который будет выдавать фишки за правильный ответ и забирать, если команда ответила неправильно.
- Каждая команда выбирает капитана, который будет поднимать карточку с номером правильного ответа.
- Если во время игры у команды не осталось фишек для продолжения игры, можно взять у судьи кредит, который вычитается при подведении итогов игры.
- Во время игры может быть более 2 команд. В этом случае капитаны команд должны поднимать карточки с номерами правильных ответов одновременно по команде ведущего.
- Побеждает та команда, которая набрала большее количество фишек.
Правила игры: задачей команд является дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Поднятие всех участников рук вверх, означает готовность команды ответить на вопрос. Чья команда быстрее подняла руки, та и отвечает. За правильный ответ судья дает команде фишку, за неправильный отнимает. Команда может воспользоваться кредитом (см. основные правила игры).
ходит шуба, да кафтан. (Баран)
А первый на селе работник. (лошадь)
Не сторож, а всех будит. (петух)
8. За ботву, как за веревку,
Остался стебелек (одуванчик)
Правила игры: В этом туре задачей команд является поднять карточку с ответом на вопрос ведущего. Если команда считает, что ответ на вопрос «верно», то капитан поднимает карточку с цифрой «1», если иначе, то карточку с цифрой «2». Первый, кто ответил правильно, получает фишку.
Ответ: неверно, т.к. передние лапы короткие, поэтому с горы он скатывается кубарем.
Ответ: верно. Летучая мышь, белка летяга.
Ответ: верно. Змея, протискиваясь между кореньями или деревьями, скидывает старую кожу. К этому моменту у нее появляется новая блестящая кожица.
Ответ: верно. Жир греет и питает спящего медведя.
5. Веришь ли ты,, что б ерёза, осина, лиственница, тополь, дуб – лиственные деревья.
Ответ: неверно , лиственница – хвойное дерево.
6. Веришь ли ты, что п ерелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как и на родине.
(1. Рябина; 2.Бор; 3.Черника; 4.Волк; 5. Сова; 6. Осина; 7.Крот.)
1. Какой самый быстрый зверь на свете?
Пояснение: скорость гепарда при беге достигает 110-120 км\ч, скорость леопарда – 58 км\ч, а максимальная скорость рыси – 40 км\ч.
2. Назовите самое умное морское животное.
Пояснение: дельфины не оставляют сородича в беде, помогая раненому плыть; спасают людей; хорошо ориентируются в темноте; с помощью эхо сигналов могут преодолевать препятствия и узнать о косяках рыб.
4. Какое из животных никогда не спит?
Пояснение : акула всегда охотится; лев спит 2 часа в сутки, травоядные пасутся 16-18 часов.
5. Какое дерево самое высокое в мире?
Пояснение: высота эвкалипта может достигать 100 м.
6. Какая птица летает быстрее всех?
Пояснение: стриж может развивать скорость 120 км\ч. А черный стриж развивает скорость до 150км\ч.
Правила игры : в этом туре принимают участие все команды. Задачей команд является, как можно больше дать правильных ответов на вопросы ведущего. Поднятие рук вверх членами команды – означает готовность ответить на вопрос. Ответом команды может стать «да» или «нет». Если команда дала правильный ответ, то получает фишку, если нет, судья забирает фишку. При недостатке фишек, команда может попросить у судьи кредит.
1. что есть хлебное дерево? (Да, оно растет в ИНДИИ. Плоды которого достигают 30 кг. Местные жители жарят из него лепешки и они напоминают вкус хлеба)
2. что есть молочное дерево? (Да, оно растет в Бразилии. Его называют дерево –корова. Надо подрезать кору и тотчас потечет белая жидкость в чашку.)
3. что есть конфетное дерево? (Да, оно растет в Индии и Китае. Подсушенные плоды из него вкусные и сладкие как конфеты)
4. что есть нефтяное дерево? (Да, оно растет на Филиппинах. Местные называют его ханга. Плоды дают масло , которое горит синим пламенем. )
5.что есть железное дерево? (Да, оно растет на Кавказе. Называется самшит. В тропиках его называют черным деревом. Древесина такая твердая, что топор отскакивает и нож не берет его. В воде оно тонет сразу как камень. Из некоторых пород вытачивают детали для машин)
6. что есть резиновое дерево? (Да, оно представляет собой растение семейства Молочайные( член отряда Гевея). Липкий сок из этого дерева, называемый латекс, является основой для резины.
7.есть ли кислотное дерево? (Нет, такого дерева не существует.)
В конце игры подводится итог, судья подсчитывает фишки, и ведущий оглашает результат.
- Энциклопедия для детей. т. 2- «Аванта+»; Москва,1997г.
- Баландин Б.Б. « 1001 вопрос для очень умных с подсказками для остальных»- «РИПОЛ классик» Москва, 2004г.
- URL:[http://www.polezno.k]
Источник
Знатоки родной природы
план-конспект
Цель: Формирование бережного и целостного отношения к природе.
Задачи: — формировать экологическую культуру, чувство ответственности;
— воспитывать сознательное отношения к природе, умение вести себя
в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
— развивать познавательных компетенций воспитанников.
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете природу.
Викторину проводит ведущий. От каждого класса выбирается команда, состоящая из 5 — 6 человек.
— После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого.
Ведущий: — Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может
быть название животного, птицы или растения.
— За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(Загадки по очереди предлагаются командам.)
1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,
Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)
2. Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (собака)
3. По веткам скачет, а не птица,
4. Что за зверь лесной встал передо мной?
Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)
5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?
Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
7. Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит — кричит, сядет — молчит,
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)
8. Четыре ноги, пятый — хвост, шестая — грива. (лошадь)
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)
10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)
А теперь давайте с вами отправимся в лес и посмотрим, знаете ли
1. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
2. Какое дерево применяется для изготовле6ния лыж? (Берёза)
3. Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха и липа)
4. У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины)
5. Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
6. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые)
7. Какое дерево, как и берёза, дает сладкий сок? (Клён)
8. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)
9. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево без сока зачахнет,
10.У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (У лиственницы)
11. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит?»
Молодцы, ребята, справились с заданиями, а сейчас Вопросы о зверях и
1. Какая птица считается самой умной? (Орёл, ворон, попугай)
2. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль? (Трава,
3. Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел? (Языком,
4. Какие из этих птиц являются перелётными? (Воробей, малиновка,
5. Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку? (Барсук, ёж, медведь)
6. Как называется жилище бобра? (Нора, логово, хатка)
7. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена
из сосновых шишек? (Ремез, клёст, зяблик)
Команды по очереди называют песню, где упоминается название
животных, насекомых, птиц или они эти песни исполняли в художественных
или мультипликационных фильмах («В траве сидел кузнечик», «Песенка Крокодила Гены», «Песня кота Матроскина», «Кашалот», «Песня о жирафе»,
«Песня крошки енота», «Колыбельная для Умки»)
А теперь – литературный конкурс.
Я буду называть вам литературных героев сказок, а вы должны назвать
название сказок и их авторов.
1. Галчонок. (Э.Успенский «Дядя Фёдор, кот и пёс»)
2. Гусь и мальчик (С. Лагерлеф «Чудесное приключение Нильса с
3. Петушок на шесте. (А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»)
4. Утенок (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок)
5. 11 лебедей (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди)
6. Воробей – герой и таракан (К.Чуковский «Тараканище»)
7.А какие еще сказки с действующими героями птицами, животными и
насекомыми вы помните? (П. Ершов «Конёк-горбунок», крот, ласточка,
мышь, жук (Андерсен «Дюймовочка»), медведь, сова и т.д.( А.Милн «Вини-
Пух и все, все, все»), «Курочка-ряба»)
1. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает, а время знает. (Петух)
2.Спереди – шильце, сзади – вильце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)
3. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)
4. Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)
5. Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)
6. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)
7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
8. Шапочка алая, желеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)
9. Это старый наш знакомый, он живёт на крыше дома –
Длинноногий. Длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
10 .Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)
11. Встали братья на ходули,
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
12.У какой птицы самый длинный язык? (Дятел – до 15 см)
13.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)
14.Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)Следующий конкурс – «Самый внимательный».
Молодцы, ребята, сегодня вы показали себя знатоками природы. Но
природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.
На ней мы с тобою родились,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Ведущий: — Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется «Сказочный».
— Подскажите, в кого превращались.
1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) — в комара, муху, шмеля;
2. великан — людоед ( сказка Ш. Перро) — в льва, в мышь;
3. одиннадцать братьев — принцев ( сказка Г. X. Андерсена) — в лебедей;
4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) — в лебедя.
— Назовите недостающие имена животных — известных сказочных героев.
1. Муха. ( Цокотуха) 4. Черепаха.. .(Тортилла)
2. Курочка. (Ряба) 5. Оленёнок. (Бемби)
З. Уточка. ( Серая Шейка) 6. Медведь. ( Балу).
Да — нет». На вопрос нужно отвечать хором «да» или » нет». (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)
1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)
2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)
3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)
4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)
5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)
7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)
8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)
Подведение итогов викторины — выступление жюри, награждение команд.
Ведущий : Сегодня мы с вами были участниками викторины «Живая природа». Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.
Источник