(воспитатель приглашает детей в круг и предлагает поиграть)
Игра «Кто как передвигается?» (с мячом)
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
(воспитатель показывает таблицы «Всё живое растёт»)
На доске появляется карточка – схема: второй признак жизни – рост .
(воспитатель предлагает поиграть)
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек.
(На доске появляется карточка – схема: третий признак жизни – питание )
Человек кашу (ест), молоко (пьёт)
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
На доске появляется карточка – схема – смерть) – Некоторые растения погибают при наступлении зимы.
Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле ? (Растения, животные и люди рождаются)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение, у взрослых появляются малыши. (На доске появляется карточка – схема: четвёртый признак жизни – питание )
– Дети, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, смерть, размножение).
— Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
— Дети, представим на минутку, что исчезнет неживая природа.
— Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнет солнце? (будет темно и холодно, всё живое погибнет)
— Сможем ли прожить без воды, а растения? Животные?
Воспитатель: живая и неживая природа связаны между собой.
— Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
(воспитатель приглашает детей на коврик)
— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным
— Что дает человеку природа? (Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду).
— А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
— К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя? (Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам).
Решение проблемной ситуации «Как вести себя в лесу»
Я буду читать вам советы, если это хороший совет – поставьте зелёное пятнышко, если это плохой совет – поставьте красное пятнышко.
*Ветки в лесу не ломайте, деревья не качайте, ни травинки, ни лист зря не рвите.
*В лесу можно поиграть: листьями побросаться, цветы рвать, венки плести. Подумаешь, много зелени – еще вырастет.
*Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
*Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны.
*Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
*Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных.
*Пришел на луг, нарви большой букет цветов.
*Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
Какого цвета первый кружок, второй и так далее.
-У кого кружки расположены в таком порядке? (дети проверяют)
— Дети, скажите, что такое природа? Какая бывает природа?
— Дети, вы были любознательными, отвечали на вопросы. Если вам было интересно, вы узнали что – то новое и справились со всеми заданиями, нарисуйте огромное солнце, с лучами, а если кому – то было трудно справиться с заданиями, скучно и неинтересно – нарисуйте маленькое солнышко.
1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /.В.Н Волчкова, Н В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 131с.
2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А.Воронкевич / С Пб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2012. – 496с.
3.Мартынова Е.А., Сучкова И,М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова – Издательство «Учитель», 2015 -335 с.
Источник