Окр мир 2 класс Какие названия весенних месяцев связаны с трудом людей?
Окружающий мир 2 класс 2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы —
б) с явлениями живой природы —
Современные названия весенних месяцев в нашем календаре ведут свое происхождение из латинского языка и ничего не говорят нам о явлениях живой или неживой природы, как и труде людей. Это Март, апрель, май.
Но в старину названия этих месяце звучали по другому, и чаще всего люди давали им названия. связанные с какими-то явлениями, изменениями в природе.
Так, названия связанные с изменениями в неживой природе такие: Зимобор (март), Протальник (март), Снегогон (апрель).
Названия месяцев, связанные с явлениями в живой природе: Травень (май), Цветень (май), Березень (апрель).
Названия месяцев, связанные с трудом людей: Огородник (март), Ранопашец (май).
При рассмотрени значений названий месяцев года в славянских языках
можно сделать вывод о том, что с трудом людей связаны
всего лишь два или три месяца в году. Это такие месяцы, как:
Сечень, сичень (от слова «сечь») — зимние месяцы, время вырубки леса:
январь (по-хорватски и по-словенски сечень, по-украински сичень),
февраль (по-болгарски и по-македонски сечко).
Серпень (от слова «серп») или жнивень (от слова «жать») — летние месяцы, время жатвы:
август (по-македонски жетвар, по-белорусски жнивень, по-украински и по-польски серпень).
Осенние месяцы — время сбора винограда:
сентябрь (по-македонски гроздобер — «собирать гроздья»),
октябрь (по-словенски виноток).
Старинные названия месяцев, которые были в ходу до принятия григорианского календаря на Руси, часто были связаны с теми природными изменениями, которые в эти месяцы имели место быть.
Например изменения в неживой природе подчеркивают названия месяца март — Протальник или Зимобор.
Изменения в живой природе весной подчеркивали названия месяца апрель — Березень или мая — Травень.
Труд людей подчеркивало название месяца март — Огородник.
Нас интересуют в первую очередь русские народные названия весенних месяцев, поэтому будем использовать их.
Каждый из месяцев характеризуется своими отличительными особенностями, и если в марте только начинает отходить зима, появляется оттепель и тают снежные покровы (явления неживой природы), то в апреле уже просыпаются деревья и цветы, просыпаются из зимней спячки животные (живая природа).
До наступления же мая, работа в поле и в саду почти не производится. Поэтому с человеческим трудом связывают наименования лишь последнего месяца весны.
Теперь по названиям, которые это подчёркивают:
Сухий — снег и лёд уходят, земля просыхает
Зимобор — месяц, борящийся с зимней стужей
Протальник — появление проталин от начавшего прогревать землю солнца
водотёк — снег превращается в потоки и лужицы и стекает небольшими ручейками к рекам
дорогорушитель — снежные тропинки уже не пригодны для пользования (но в современное время можно сказать, что и асфальт сходит со снегом, актуальное название)
Позимник — если дословно, то следующий после зимы. Часто март не отличается большим теплом и иной раз зима затягивается почти на весь этот месяц
свистун — погода в марте зачастую крайне ветренная
весновка — первый из трёх весенних месяцев
Эти все названия принадлежат марту и связаны с неживой природой.
б) По поводу живой природы:
Первоцвет или цветень (по-украински — квітень) — характеризуется появлением первых цветов. Листьев на деревьях ещё толком нет, зато уже появились цветы
Травень или май (такое название используется в украинском языке) — указывает на буйную зелень, которой не всегда много в предстоящих месяцах
Грачевник, он же май — время прилёта грачей
Названия мая — огородник или ранопашец. Первые подготовительные работы в поле и сев начинаются уже в мае. Часто в майские праздники семьями едут сажать картошку
В своем ответе хочу привести названия всех весенних месяцев, но на языках различных народов:
Март (на латыни — «Martius'», назван в честь бога Марса).
На старославянском март в северных районах месяц прозвали – «сухый», то есть, время, когда земля просыхает от сходящего снега.
В южных районах март назвали – «берёзозол», то есть, время, когда распускаются почки на берёзах.
Так как на Украину весна приходит немного пораньше, то месяц Март также называли «березень».
А еще «Март» это — зимобор, весновей, протальник, водотёк, дорогорушитель, сихий, перезимок, свистун, позимник, огородник, излом весны, весновка, наследник февраля, грачевник и капельник.
По украински: березень, по белорусски: сакавик, по чешски: брезень.
Апрель (на латыни «aperire» – открывать). В древнерусское время апрель называли по всякому: брезень, снегогон (когда ручейки уносят последний снег), цветень (время зацветания первых деревьев и цветов).
На Украине назвали апрель в честь зацветания растений – «квiтень».
А еще Апрель это первоцвет, солнечник, цветень, парник, зажги снега, водолей, заиграй овражки.
По украински: квитень, по белорусски: красавик, по чешски — дубень (цветение дуба).
Май (на латыни «Maius», от имени Майя — древнеримская богиня весны).
В древнеславянском языке так называлось время, когда начиналось буйство зелени и травы, поэтому май – «травный» или «травень».
Еще Май называли — светодень, росенник, соловьиный месяц, пролетень, Маковей, ранопашец.
По украински: травень, по белорусски: травень, по чешски: кветен (цветок).
Источник
Живая и неживая природа, ее объекты
Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?
Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.
Природа делится на живую и неживую.
Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.
Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.
Признаки живой природы:
Все объекты живой природы:
— растут,
— питаются,
— дышат,
— дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.
В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).
Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?
Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.
Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.
Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.
Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.
Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.
Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.
Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.
В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?
Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:
а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.
Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.
Связь живой и неживой природы
Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.
Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.
Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.
Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.
И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.
С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.
На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.
Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко — это лампа.
Заключение
Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.
Источник
Окружающий мир 3 класс. Какие привести примеры живой и неживой природы?
К объектам живой природы относится все живое, что дышит, размножается, питается и т.д. Примеры: трава, дерево, животные, рыбы и т.д.
Объекты неживой природы отличаются тем, что они имеют слабую изменчивость, устойчивы, не двигаются, не способны к размножению, не растут (они могут изменяться в объеме, например, горы, но происходит это не за счет деления клеток), у них нет потребности в питании и они не дышат. Примеры: горы, земля, камни и т.д.
К объектам живой природы относятся все объекты, которые живут, растут, дышат. Так же объекты живой природы способны расти, стареть, умирать, размножаться.
К живым относятся такие объекты как: деревья, животные, птицы, насекомые, рыбы и т.д.
К объектам неживой природы относятся все объекты которые не дышат, не растут.
Примеров можно привести очень много: камни, вода, атмосфера, земля, посуда, игрушки, вещи и т.д.
В мире огромное множество объектов как живой, так и неживой природы.
Если оглянуться кругом, то сразу же можно заметить массу примеров объектов неживой и живой природы.
К живой природе относятся —
Это водоросли, куст акации, рыбка в аквариуме, кот Вася, одноклассники и учитель, рыжики и лисички в грибном ведерке, паучок в паутине, крокодил в болоте, картошка на даче и другие.
К неживой природе относятся все те объекты, которые не умеют дышать, расти, двигаться.
- карандаши, игрушки, конструктор, машина, компьютер, планшет, песок, кирпичи, телефон, фонарик, полотенце, воздух, носки, еда в тарелке, посуда, микрофон, синтезатор, колонки, телевизор, будильник, камни, асфальт, земля.
В природе взаимосуществуют объекты неживые и живые, и все они были созданы без участия человека. Все живое на Земле дышит, растет, питается и размножается, а вот объекты неживой природы всегда остаются статичными и практически не меняются.
Среди объектов неживой природы можно отметить такие, как ветер, облака, роса, ручей, вулканическая лава, скалы, айсберги, ледники, туман и капельки дождя. Все они не нуждаются в питании, дыхании, а к размножению не приспособлены.
Объекты живой природы, напротив, нуждаются в пище, что необходимо им для роста и развития. Они могут размножаться, стареть и умирать. Трава, деревья, кустарники, морские животные, насекомые, птицы, млекопитающие, грызуны и земноводные — всё это объекты живой природы.
Источник