Заполните схему виды природных ресурсов

§ 53. Природные ресурсы

Природные ресурсы — компоненты и свойства природы, прямо или косвенно связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Ресурсы природных компонентов: минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, земельные, животного мира.

Какими видами природных ресурсов и в какой степени обеспечена Россия?

Россия в высшей степени обеспечена всеми видами природных ресурсов: энергетическими, сырьевыми, материальными, предметами потребления и объектами рекреации. Для России недостаточно только одного вида источника энергии — энергии Солнца.

Используя текст учебника, продолжите заполнение схемы.

Используя текст учебника, продолжите заполнение схемы

С развитием человеческого общества все большее число компонентов природы переходила из категории природные условия в категорию природные ресурсы, а имеются ли обратные примеры?

Компоненты природы из категории «Природные ресурсы» могут переходить в компоненты категории «природные условия».

Почва как природный ресурс может изменять свой состав, например, в результате деятельности человека (перевыпас скота), перейти из серо — бурых почв характерных для полупустыни, в бурые, характерные для пустыни.

На бурых почвах меняется состав растительности, что влечет изменение растительноядного видового состава животного мира, в результате образуется категория «природные условия».

Какие природные ресурсы присутствуют на территории вашего региона, какие из них имеют общегосударственное значение?

На территории Челябинской области развита горнодобывающая и горнообрабатывающая промышленность обусловленная наличием месторождений цветных и черных металлов, угля, гранита, мрамора, имеются залежи стратегического минерального сырья: меди, никеля, титана, золота, водные ресурсы представлены реками и множеством озер, некоторые из которых имеет большую поверхность водного зеркала (Увильды (68,1 км.2), Тургояк (24,6 км.2.), национальные парки Таганай и Зюраткуль. Земельные ресурсы дают возможность растениеводства, в основном посевы злаковых и масличных.

Школа географа — исследователя

Используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику одного из видов природных ресурсов по следующему плану:

— значение в деятельности человека

— особенности распространения по территории России

— пути и способы охраны и рационального использования

План характеристики водных ресурсов

1. Значение в деятельности человека:

– обеспечение питьевой водой население, технической водой предприятия, среда обитания водных животных и растений (водные биоресурсы)

2. Составные части водных ресурсов:

— воды болот, озер, рек, морей, океанов.

3.Особенности распространения по территории России:

— моря окраинные принадлежащие трем океанам, внутренних три — Черное, Азовское, Балтийское; речная сеть густая, большая часть озер расположена неравномерно: северо — западная часть России, Уральский регион, Забайкалье, Приморье, северная часть страны — болота и болотные озера.

4. Пути и способы охраны и рационального использования:

— запрещение сброса неочищенных сточных вод в реки, озера, моря; ограничение использования или полный запрет использования биологических ресурсов водоемов;

Читайте также:  Выберите природные комплексы океана

контролируемый водоразбор, своевременное пополнение из запасных водохранилищ путем сброса избыточной воды.

Источник

§ 15. Человек — часть природы

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

К слову «природа» можно подобрать такие однокоренные слова:

природный, природоведение, природоохрана, природовед, природоохранный, природозащитный, природопользование, природоведческий, природно-климатический, природно-биологический, природосберегающий.

Во-первых, их объединяет общий корень – природ.

Во-вторых, их объединяет то, что все эти слова связаны с окружающим нас миром.

2. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

3. Прочитай фрагмент статьи российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва, в которой он обращается к школьникам, и выполни задания.

«Отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с её многомиллионолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие».

1) Найди в тексте и подчеркни черты сходства мира природы и мира человека.

1. Обе культуры – плод исторического развития.

2. Каждый мир общежителен и обладает «правилами поведения».

3. Между природой и человеком существует равновесие.

2) Приведи три примера влияния природы на образ жизни, культуру человека.

Природа источник вдохновения(культура); природа заставляет людей вести здоровый образ жизни; природа является основным источником питания человека.

1) в суровых, холодных условиях люди становятся запасливыми.

2) в райских местах, где не надо бороться за жизнь люди стремятся познать мир и себя.

3) частые разрушительные катаклизмы научили людей начинать жизнь с нуля, изобретательности тем самым всегда быть на чеку и созидать снова и снова.

3) Объясни, почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы.

Человек есть слуга и хозяин природы. Весь материальный мир человек черпает из природы — еда, одежда, топливо, другие ресурсы. В отрыве от природы человек будет беспомощным, как ребенок. Человек и природа неразделимы.

4) Подумай, какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой. Свой ответ объясни.

Читайте также:  Где есть неживая природа

Нравственная позиция в отношениях человека к природе должна быть прежде всего гуманистической, т. е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов в биосфере. «Принцип партнерства» во взаимосвязи человека и природы. Относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.

Нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры.

Пришвин в своем произведении рассказывает, что «Кладовая солнца» — это сама природа, с её несметными богатствами, которые при бережном и умелом её использовании может принести неоценимую пользу человеку, любящему эту природу и её дары.

4. Сколько воды нужно человеку?

1) Известно, что один москвич в 1890 г. расходовал в сутки 11 л воды, в 1914 г. — уже 66 л, в 1959 г. — 500 л, в 1995 г. — более 650 л. В настоящее время жителю столицы требуется около 200 л воды в день.

Предположи, почему потребление воды жителями столицы (как и любого другого города) так изменилось.

Значительно вырос расход воды на удовлетворение бытовых нужд населения: воды для питья, бань, а также для прачечных, на поливку насаждений, улиц и другие потребности коммунального хозяйства. В связи с процессом урбанизации из года в год увеличивалось число жителей в городах: так, в нашей стране в 1913 г. городское население составляло 28 млн. человек (17,6% от всего населения); а в 1974 г. выросло до 149 млн. человек (59%).

2) Сравни данные о суточном потреблении воды современными жителями ряда европейских столиц:

Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

В современном мире резко растет населения мира. Ученые вычислили, что сейчас в мире проживает больше 7 миллиардов человек. Большинство стран Европы считаются развитыми, некоторые развивающиеся. В зависимости от социально-экономического развития столиц, их размера, от количества жителей из зависит объем ежесуточно потребляемой воды.

5. В перечне видов загрязнений обведи номера тех, которые появились в результате деятельности человека.

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море

2) свалка промышленных отходов; 3) смог в центре населённого пункта; 5) нефтяное пятно в Средиземном море.

6. Опираясь на текст учебника, заполни схему. Приведи примеры каждого вида природных ресурсов.

Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Читайте также:  Беречь природу беречь радость

Примеры: нефть, газ, каменный уголь, руды.

• Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);

• Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);

• Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотнопригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);

Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

Неисчерпаемые природные ресурсы — ресурсы, уменьшение которых неощутимо даже в процессе очень длительного использования: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и др.

Примеры: вода, ветер, энергия солнца.

7. Предположи, почему книга исчезающих видов растений и животных называется Красной.

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определенной территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

9. Своими словами объясни смысл высказывания известного индийского мыслителя и общественного деятеля Махатмы Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

Это высказывание носит философский характер. В жизни человеку нужно не так уж много — еда, одежда, жилье и окружение других людей — все это природа может дать каждому в избытке.

Но когда человек хочет иметь власть над природой — он забирает у природы намного больше чем ему нужно — тонны баррелей нефти, миллионы убитых животных, сжигание лесов — все это не нужно человеку, но если каждый будет вести себя как варвар, то мир действительно покажется слишком маленьким.

Мир очень большой поэтому у нас много возможностей, много ресурсов для жизни, но жадным людям всегда всего мало и даже мира не хватит для таких людей.

Источник

Заполните схему виды природных ресурсов

Школьнику.com

Опубликовано 09.06.2017 по предмету Обществознание от Гость >> Оцени ответ

Подпишись на наш канал в телеграм. Там мы даём ещё больше полезной информации для школьников!

  • Алгебра
  • Математика
  • Русский язык
  • Українська мова
  • Информатика
  • Геометрия
  • Химия
  • Физика
  • Экономика
  • Право
  • Английский язык
  • География
  • Биология
  • Другие предметы
  • Обществознание
  • История
  • Литература
  • Українська література
  • Беларуская мова
  • Қазақ тiлi

Показать ещё

Источник

Оцените статью