Заполните таблицу природа сознания модель сознания субстанциальная концепция основная идея

Содержание
  1. Современные концепции о природе сознания, его свойствах и структуре
  2. 46.Основные концепции происхождения сознания.
  3. Субстанциональная (Платон, Беркли, Гегель, Гуссерль)
  4. 2. Атрибутивная концепция сознания (Спиноза). Сознание – атрибут материи, т.Е. Свойство сознательности присуще в той или иной степени всей материи (панпсихизм)
  5. 3. Натуралистические концепции. Специфическое свойство сознания сводится к характеристикам более низкого уровня отражения
  6. 4. Диалектико-материалистическая концепция сознания.
  7. Сознание не атрибут, а модус всеобщего атрибута материи – отражения
  8. Результат длительного развития материи
  9. Свойство мозга, его функция – отражать действительность
  10. Социальный продукт. Сознание не мыслимо вне общества. Возникает, развивается и функционирует только в процессе коммуникации, взаимодействия с другими людьми
  11. Определение сознания.

Современные концепции о природе сознания, его свойствах и структуре

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи – исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

  • сознание существует;
  • оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

  1. головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
  2. сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
  3. человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
  4. медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания;

  1. образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;
  2. сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
  3. никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
  4. «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
  5. теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное;
  6. теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
Читайте также:  Живая неживая природа 2 класс связь схема

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) сходятся:

  1. объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
  2. умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

  1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  2. сознание присуще всем живым организмам;
  3. сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

  1. теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
  2. теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
  3. теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
  4. теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
  5. теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность.– свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

  • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
  • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
  • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
  • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
  • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.
Читайте также:  106 черные курильщики природа размеры состав распространение

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Источник

46.Основные концепции происхождения сознания.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистический концепцияпри объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Согласно «космической» теориисознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г. Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций — монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.

Теория социализации сознанияставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена. Дж. Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность.

Субъективный идеализмабсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм — базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир – комплекс моих ощущений» (Дж. Беркли). Сознание, с точки зрения солипсистов, — это единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение

Дуалистический подходоснован на концепции психофизического параллелизма, согласно которому – психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализмпризнает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Вульгарные материалистыотождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Диалектический материализмрассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

Читайте также:  Взаимосвязи компонентов природной среды

Источник

Субстанциональная (Платон, Беркли, Гегель, Гуссерль)

Сознание понимается как первичная субстанция, порождающая всю реальность. Для субъективного идеализма такой субстанцией является индивидуальное сознание. Для объективного идеализма – сознание вообще (Мировой Разум, мир идей, Мировая воля, Брахман).Примером современной развитой субстанциональной концепции сознания является феноменологическая концепция сознания Эдмунда Гуссерля.СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ В СТАТИКЕОщущения (гюле)Ноэза (интенция)Ноэма (предмет)Чистое «Я»СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ В ДИНАМИКЕ:«Живое настоящее», в котором сплавлены «точка-теперь» («Я мыслю, воспринимаю, слушаю» и т.д.), прошлое (ретенции) и будущее (протенции)Точка «Я» («теперь»)Шлейф ретенций (первичной памяти)Протенции (ожидания будущего)«Интенциональность – основное свойство сознания» (Гуссерль)Интенциональность:1)направленность на предмет, предметность2) селективность, активность3) объективирование (трансценденция)4) смыслоконституирование

2. Атрибутивная концепция сознания (Спиноза). Сознание – атрибут материи, т.Е. Свойство сознательности присуще в той или иной степени всей материи (панпсихизм)

3. Натуралистические концепции. Специфическое свойство сознания сводится к характеристикам более низкого уровня отражения

А. Вульгарный материализм (Бюхнер, Фогт, Молешотт). Сознание сводится к физиологическим процессам в мозгу человека (мозг человека производит мысль, как печень — желчь) Б. Фрейдизм. Сознание – «окно в мир», «Я», зажатое между бессознательным (Ид, Либидо) и Сверх-Я (социальные и моральные нормы, запреты, ограничения). Безусловно «доминирует» в психике индивида сфера бессознательных, сексуальных влечений

4. Диалектико-материалистическая концепция сознания.

Сознание не атрибут, а модус всеобщего атрибута материи – отражения

Результат длительного развития материи

Свойство мозга, его функция – отражать действительность

Социальный продукт. Сознание не мыслимо вне общества. Возникает, развивается и функционирует только в процессе коммуникации, взаимодействия с другими людьми

Определение сознания.

Сознание – модус всеобщего атрибута материи (отражения), выступающее как связанное с речью идеальное и субъективное отражение действительности Эволюция форм отражения Сознание (вторая сигнальная система, язык и речь, понятийная форма мыследеятельности общественного человека). Отражение на базе обмена вещества, энергией, информацией, плюс деятельность Психика. Ощущения, восприятия, представления. Высшие животные и человек. Отражение на базе обмена вещества, энергии и плюс (добавляется) информация Раздражимость и «чувствительность». Растения и низшие животные. Отражение на базе обмена вещества, энергии и плюс (добавляется) информация Физико-химическое и геологическое отражение. Неживая материя. Отражение на базе обмена вещества и энергии. Отражение – всеобщий атрибут материи, свойство материальных систем при взаимодействии накапливать, сохранять отпечатки, следы этих взаимодействий 4-5 млн. лет назад – 40-50 тыс. лет назад – формирование человека – носителя сознания

Источник

Оцените статью