Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада «Мой родной край: заповедные места и памятники природы».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада «Мой родной край: заповедные места и памятники природы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №57» комбинированного вида
Нижегородская область, г. Дзержинск
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада
«Мой родной край: заповедные места и памятники природы»
(составлен по С.Н.Николаевой)
О.О. Познание
Цель : знакомство детей с памятником природы своей местности – Дендропарком Дзержинского лесхоза.
- Формировать представление детей о редких растениях и животных Дендропарка, занесённых в Красную книгу.
- Систематизировать знания детей о памятнике природы и его назначении;
- Совершенствовать у детей умение рассказывать об истории и культуре своего народа;
- Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
- Развивать память, экологическое мышление, обогащать словарный запас.
- Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, чувство ответственности за родную природу;
- Пробуждать желание побывать в заповедных местах Дзержинского лесхоза.
Методы и приемы : чтение стихов, загадок, беседа, рассматривание картин и иллюстраций, показ презентации, рассказ, объяснение, вопросы к детям, игры, словарная работа, физкультминутка, музыкальное сопровождение.
- Беседа «Знакомство с заповедниками ». Беседа «По страницам Красной книги»;
- Просмотр презентации «Красная книга России»;
- Рассматривание иллюстраций с изображением памятников природы родного края;
- Чтение художественных произведений: «Родное» М.Исаковского, «Родина» Трутневой, пословиц и поговорок о Родине;
- Слушание песен о Родине;
- Рекомендация родителям о посещении заповедников и природных памятников г. Дзержинска.
- Для воспитателя: книги, фотоальбомы, слайды, заметки из книг, газет и журналов о заповедных местах нашего края, ноутбук, аудиозапись с пением птиц.
- Для детей: фишки
Индивидуальная работа : Активизировать малоактивных детей.
Словарная работа: лесные богатства, исчезающие, заповедники, памятники природы, Красная книга, местность, экскурсия.
Дифференцированный подход: предложить Тане, Макару, Кириллу, Денису назвать известные им заповедники, национальные парки и памятники природы Нижегородского края.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей.
Воспитатель: «Родная сторона» — как вы думаете, ребята, что это?
Дети: «Родная сторона» — это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.
Воспитатель: Такое место по-другому ещё называют «Родина». Послушайте стихотворение, которое написала Зинаида Александрова «Родина»
Старый дом, в саду смородина,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
И большой соседней фабрики
Или степь от маков красная,
Воспитатель: А кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.
Воспитатель: А какая она наша Россия?
Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель: А что такое лесные богатства? И нужно ли их беречь?
Воспитатель: А по каким делам животные могут узнать друзей леса?
Дети: Друзья леса не шумят, не мусорят, не разжигают костры, не разоряют муравейники.
Воспитатель: По каким делам узнают врагов леса?
Дети: Враги леса разрушают грибницы, ломают деревья и ветки, разоряют гнёзда, шумят.
Воспитатель: Из-за жестокого обращения к природе, из-за того, что люди часто становились её врагами, в наше время есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Дети: Исчезающие — это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
Воспитатель: Для этого в нашей стране созданы заповедники. Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?
Дети: Заповедники — это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются.
Воспитатель: Как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Дети: Главная задача заповедников — сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.
Воспитатель: Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
Заповедники охраняются государством.
Воспитатель: Скажите, что запрещается делать в заповедниках?
Дети: Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов.
Воспитатель: В нашем родном городе тоже есть заповедная территория – Дендропарк Дзержинского лесхоза. Сегодня мы познакомимся с особенностями, природой Дендрария, так ещё называют этот чудесный заповедник.
Территория парка очень большая (руки в стороны).
Озёра глубокие (наклон туловища вниз).
По многоводным озёрам плавают лодки (руками изображают волны).
В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
В чаще леса живут пугливые зайцы (изображают зайцев), рыжие лисицы (изображают лисиц).
На деревьях гнездятся красивые птицы (руками изображают летящих птиц)
Воспитатель: А давайте вместе вспомним, что такое Красная Книга и для чего она создана. Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Мы живём на планете, где много цветов,
Полей безграничных, зелёных лугов.
Мы живём на планете, где много зверей,
Но что-то забыли все люди на ней.
Они позабыли что нужно народу
Беречь и любить всю нашу природу.
Но люди жестоки: зверей убивают,
В лесу очень много деревьев срубают.
Поэтому помощь природе нужна.
Ведь справиться с ними не в силах она.
И многие, многие, многие виды
Народы внесли в свои Красные книги.
(показ презентации детям «Растения и животные Красной Книги Нижегородской области)
Воспитатель: Благодаря своему уникальному расположению Нижегородская область радует своей разнообразной и необычайно красивой природой. Данный регион расположен около двух известных рек – Волги и Оки, а также соединяет в себе лесостепь и густые леса. Из-за благоприятных условий области на территории проживают различные представители флоры и фауны , часть из которых занесена в Красную книгу. В последнее издание документа включено множество видов биологических организмов, среди которых 146 – насекомые, 14 – беспозвоночные, 15 – рыбы, 75 – птицы, 31 – млекопитающие, 179 – сосудистые растения, 50 – грибы, а также рептилии, амфибии, круглоротые, водоросли и лишайники.
Воспитатель: Дзержинский дендропарк или Дендрарий расположился на окраине Дзержинска на краю поймы Оки. Дендрарий ограничен поселками Пушкино и Бабушкино, от озером Святое и рекой Воложка с юга. Площадь дендропарка составляет 15 гектаров.
Воспитатель: А сейчас послушайте историю возникновения Дзержинского Дендропарка (рассказ воспитателя).
Дендропар был заложен 22 октября 1951 года при участии Заслуженного лесовода РСФСР Ивана Никифоровича Ильяшевича . За всё время существования здесь выращивались деревья и кустарники, включая редкие виды. Накопленный опыт и саженцы использовались в озеленении Дзержинска.Все посадки в дендрарии хорошо спланированы и сгруппированы в кварталы и аллеи. Для защиты дендропарка была дополнительно высажена ветрозащитная лесопосадка.
Всего было проверено свыше 500 растений на приживаемость в нашем климате.В настоящее время в Дзержинском Дендрарии произрастают: сосна Веймутова, румелийская, кедровая сибирская, австрийская, Банкса; клен серебристый, мелколистный, татарский, Гиннала, Барби-нерви; ясень зеленый, черемуха виргинская, пенсильванская черемуха, лиственница сибирская, бархат амурский, клен дальневосточный, орех маньчжурский, кавказские свидина, дерен, скумпия, кизильник, туя западная, конский каштан, орех маньчжурский, дуб красный, дуб армянский, ирга, сирень венгерская, березы: каменная, карельская, жёлтая, акация амурская, вяз туркестанский, жимолость канадская, туркестанская яблоня, айва японская, аралия маньчжурская, гледичи, мимозы, акации – белые, амурские, Деальбата, 10 видов шиповника: роза-рогуза, камчатская, белая махровая, белая ромашкоцветная, золотистая махровая, южная, палевая, черноплодная, бузина канадская, корейский кедр, крупноплодный боярышник Королькова, боярышник даурский, вишня пенсильванская, груша уссурийская, гречиха сахалинская, кизильник, лиственница польская, ель гималайская и кавказская, можжевельник виргинский, яблоня сибирская, слива алтайская и слива ферганская, барбарис Тунберга, бересклеты, ясень американский, яблоня сибирская, гибридные тополя и т.д.
Экологическое состояние участка парка можно назвать хорошим, хоть и запущенным в последние годы. Существует ряд проблем, негативное влияние на воздух, воду и почву соседних дачных участков и прилегающие к парку очистные сооружения. Проводятся также работы по улучшению экологического состояния дендропарка: производится уборка территории сквера от мусора, периодически сажают молоденькие деревья, кустарники.
Пушкинский дендрарий является памятником природы и входит в состав Дзержинского лесхоза .
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что запрещается делать на территории Дендропарка? Правильно. На территории питомника запрещается: выгул собак, выпас домашних животных, разжигание костров, сброс мусора, сбор плодов и трав, уничтожение, повреждение и выкапывание растений.
Запомните. Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их фотографировать или рисовать! Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое растение! Помни! Минута любования красотой срезанного цветка быстро проходит, а растение погибает навсегда.
(рассказ воспитателя сопровождается показом презентации, иллюстраций, фотографий, вырезок из журналов и газет).
Воспитатель: Хотелось бы, чтобы каждый из нас побывал в Дзержинском Дендрарии, увидел красоту родной природы собственными глазами.
Но гостям парка необходимо знать правила поведения в природе. Их поможет вспомнить
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Любите родную природу —
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
— Какая охраняемая территория есть в нашем районе?
— Что находится под охраной в Дендропарке Дзержинского лесхоза?
— Какие растения произрастают в Дзержинском Дендрарии?
— Что вам больше всего понравилось в парке, запомнилось, произвело впечатление?
1. С.Н.Николаева. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
2. Бакка С. В., Киселёва Н. Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень — Нижний Новгород: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, 2008. — 560 с.
3. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
4. Интернет-ресурсы:
Источник