Защита населенных пунктов от природного лесного пожара

Меры защиты населённых пунктов от природных пожаров

В рамках подготовки к летнему пожароопасному сезону 2018 года и минимизации рисков возникновения пожаров, гибели и травматизма на них, напоминаем о необходимости реализации поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 07.12.2017 № АХ-П9-8184, требований Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, нормативных документов по пожарной безопасности.

К основным мероприятиям, направленным на защиту населённых пунктов от распространения природных пожаров, относятся:

1. Выполнение нормативных противопожарных расстояний от границ застройки населённых пунктов (объектов) до лесных участков в лесничествах (лесопарках) (п. 4.14 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям») (далее — СП 4.13130).

2. Недопущение использования противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков) для строительства различных сооружений и подсобных строений, а также складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов (п. 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации) (далее — Правила).

3. Создание (содержание) защитных противопожарных минерализованных полос, организация удаления (сбора) в летний период сухой растительности и другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на объекты защиты, граничащие с лесничествами (лесопарками) (п. 78 Правил).

4. Своевременная очистка территорий объектов и территорий общего пользования населённых пунктов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы (п. 19, 77 Правил).

5. Наличие и исправность источников наружного противопожарного водоснабжения населённых пунктов и объектов (части 3-5 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 55 Правил);

6. Наличие дорог и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения для обеспечения проезда пожарной техники (п. 8.6 СП 8.13130-2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 8.13130), п. 55 Правил);

7. Исправное содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам (п. 75 Правил);

8. Наличие указателей (объёмных со светильником или плоских, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним (п. 8.6 СП 8.13130);

Читайте также:  Актуальность изучения природы родного края

9. Реализация мер по социальному и экономическому стимулированию участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

10. Наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи на территориях поселений и городских округов, дачных объединений (п. 16 Правил, подпункт 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

11. Соблюдение порядка выжигания сухой травянистой растительности (п. 72 (1,2) Правил).

12. Недопущение сжигания отходов и тары, разведения костров в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты (п. 77 Правил).

Обращаем особое внимание на соблюдение п. 74 Правил (с изменениями, введёнными в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947), где указано, что на землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов. Для исполнения данного требования, следует издать муниципальный правовой акт, регулирующий названные вопросы.

В соответствии с вновь введённым пунктом 492 Правил, у въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должны быть вывешены схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.

Информируем о введении в действие п. 17 Правил, которым установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Источник

8.3. Защита населения и территорий в условиях природных пожаров

Массовые природные пожары представляют собой одно из наиболее распространенных стихийных бедствий на территории России. Особенно большой урон экономике страны наносят они в засушливое время года в лесных районах Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья.

8.3.1. Общие сведения о природных пожарах

К природным пожарам относятся лесные, степные (полевые) и торфяные. Основной причиной их возникновения является неосторожное обращение с огнем т.е. нарушение правил пожарной безопасности, однако они могут явиться и сле дствием воздействия других стихийных явлений природы: грозовых разрядов, самовозгораний сена, торфа и природного газа, землетрясений и извержений вулканов, а также умышленных поджогов. Поражающими факторами природных пожаров являются: тепловое воздействие , вызывающее предметов и поражения людей; задымление больших районов , оказывающее раздражающее действие на людей, вызывающее отравление угарным газом, потерю ориентировки и затрудняющее борьбу с пожаром; отрицательное психологическое воздействие на людей [9]. В зависимости от вида сгораемых материалов и характера горения лесные пожары подразделяются на: низовые, верховые и подземные (торфяные или почвенные). Низовые лесные пожары развиваются в результате сгорания хвойного подлеска, растений и растительных остатков, расположенных непосредственно на почве или на небольшой высоте — 1,5 — 2,0 м. Скорость распространения таких пожаров невелика и составляет 0,1 — 0,2 км/ч, а при сильном ветре — до 1 км/ч. 224

Читайте также:  Единство земной природы идейный базис ландшафтоведения

Низовые пожары в свою очередь подразделяются на беглые и устойчивые . Беглые пожары характеризуются быстро передвигающейся кромкой пламени и дымом светло-серого цвета. В некоторых случаях скорость распространения огня достигает нескольких километров в час. Продвижение таких пожаров происходит неравномерно. Устойчивые пожары характерны тем, что они полностью сжигают напочвенный покров, высота пламени выше, чем у беглых, и достигает 2 м, но скорость распространения огня невелика и не превышает нескольких сотен метров в час. Верховые лесные пожары характеризуются тем, что от них сгорает не только надпочвенный покров, но и полог древостоя. Они развиваются из низовых пожаров. Так же, как и низовые пожары, они подразделяются на беглые и устойчивые . Для беглых характерны отрыв горения по пологу от кромки низового пожара. Огонь распространяются скачками со скоростью 0,2 — 0,6 км/ч, а при сильном ветре — 5 — 25 км/ч. Дым темного цвета. При верховых пожарах выделяется большое количество тепла, высота пламени поднимается на 100 м и более. Крупные верховые сопровождаются интенсивным перебрасыванием пламени на значительные расстояния (иногда на несколько километров) с образованием завихрений (рис. 8.3.1). Рис.8.3.1. Крупный верховой пожар с образованием завихрения Такие пожары могут представлять серьезную опасность для населенных пунктов, расположенных в лесных районах. Так, в сентябре 225

1998 г. на о. Сахалине лесным пожаром полностью был уничтожен поселок Горки. Скорость распространения огня составила там 3 км/ч. Люди уходили от огня, бросив дома и имущество. 3 человека погибли, 700 остались без крова. Подземные (торфяные и почвенные) пожары возникают чаще в конце лета как продолжение низовых или верховых лесных пожаров. В очагах почвенных пожаров из упавших деревьев образуются непроходимые завалы и участки выгоревшего торфа. Торфяные пожары могут возникать и без всякой связи с лесными: в районе торфоразработок и на осушенных торфяных болотах. Скорость их распространения небольшая — от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки. Однако такие пожары часто охватывают громадные пространства и трудно поддаются тушению. Опасность их состоит в том, что горение часто происходит под землей, образуя пустые места в выгоревшем торфе, в которые могут проваливаться люди и техника. Степные (полевые) пожары опасны в засушливое время года. При сильном ветре скорость перемещения фронта огня может достигать 25-30 км/ч, а при сгорании зерновых культур — до 10-15 км/ч. В условиях природных пожаров в зависимости от их вида и интенсивности поражение населения, и в первую очередь спасателей, может выражаться ожогами различной степени тяжести, отравления продуктами сгорания, а в условиях лесных пожаров и травмами различной степени при падении горящих деревьев. Воздействие пожаров на окружающую среду выражается в процессе горения, в задымлении атмосферного воздуха и превышении ПДК по окиси углерода и взвешенных частиц в несколько раз, а также, в итоге, к ежегодному выводу из хозяйственного оборота в лесной отрасли экономики больших площадей и значительному материальному ущербу. 226

Читайте также:  Государственным природным заповедником ненецкий

8.3.2.Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях природных пожаров, проводимые ГОЧС заблаговременно в режиме повседневной деятельности.

8.3.2.1.Правовые мероприятия

Требования по пожарной безопасности от природных пожаров установлены Лесным кодексом РФ ст. 53.1. [12] и содержатся в Постановлениях Правительства РФ, в решениях органов власти субъектов РФ, в стандартах и нормах, правилах и инструкциях.

8.3.2.2.Организационные мероприятия.

1. Прогнозирование пожарной обстановки . Прогнозирование пожарной обстановки осуществляется организациями лесного хозяйства и сельскохозяйственными организациями при участии метеоцентров и проводится в весенние-летний и осенний периоды. Сущность прогноза заключается в выявлении возможности возникновения лесных (торфяных, полевых) пожаров и в оценке условий их развития. Исходными данными для прогноза являются сведения о наличии горючих материалов, которые изучаются по картам, описаниям и непосредственно на местности; сведения о метеоусловиях и характере местности (наличие преград на пути распространения огня: водоемов и ручьев и т.п.). Основными факторами, влияющими на интенсивность распространения пожаров в засушливое время года, являются влажность воздуха и скорость ветра. Данные оценки пожарной обстановки служат основой для планирования предупреждения и ликвидации природных пожаров. 2. Планирование и предупреждения и ликвидации природных пожаров и мер по защите населения . При планировании эвакуации населения намечается несколько направлений (маршрутов) вывода (вывоза) людей, позволяющих учесть различные направления распространения огня. 227

Источник

Оцените статью