- примеры взаимосвязи между компонентами природного комплекса
- Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон». план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон
- Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов
- Какие компонеты природу образуют природнуб зону? От чего зависит сммена природных зон?
примеры взаимосвязи между компонентами природного комплекса
Важнейшим компонентом, определяющим внешний вид природного комплекса, является растительность.
Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро происходящими природными процессами.
В полярных областях, наоборот, холодно и сухо, природные процессы происходят медленно и ландшафты (природные комплексы) бедны жизнью.
Важнейшим компонентом, определяющим внешний вид природного комплекса, является растительность.
Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро происходящими природными процессами.
В полярных областях, наоборот, холодно и сухо, природные процессы происходят медленно и ландшафты (природные комплексы) бедны жизнью.
Важнейшим компонентом, определяющим внешний вид природного комплекса, является растительность.
Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро происходящими природными процессами.
В полярных областях, наоборот, холодно и сухо, природные процессы происходят медленно и ландшафты (природные комплексы) бедны жизнью
Важнейшим компонентом, определяющим внешний вид природного комплекса, является растительность.
Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро происходящими природными процессами.
В полярных областях, наоборот, холодно и сухо, природные процессы происходят медленно и ландшафты (природные комплексы) бедны жизнью.
Любая природная зона — это крупный ПК.
Вид почвы образуется в зависимости от природных зон. (В зоне тундры — тундро-глеевые, в тайге — подзолистые и т. д), в зависимости от растений, (а они зависят от климатических условий, как и природная зона в целом) там будут обитать те или иные животные. Сурки в степях, олени — в тундре.
Источник
Конспект урока на тему: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Данный конспект может быть использован в 8 классе на уроке географии при изучении данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_zavisimosti_mezhdu_komponentami_prirody.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Тип урока : Урок формирования умений
Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.
1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.
2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.
3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.
Организационный момент: Приветствие.
Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.
Актуализация: Давайте вспомним
Показывается природная зона, а ученики ее называют.
1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)
2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?
3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?
4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?
5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?
6. Приведите ПК различного масштаба?
7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)
8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?
9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?
А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.
Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.
Источник
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон
Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.
Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.
Профиль может быть выполнен на отдельном листе, который вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить профиль и в своих тетрадях. Затем учащиеся отвечают на вопросы, подтвердив свои ответы фактическими данными, полученными при анализе профиля:
1. Как изменяются основные виды почв при движении с севера на юг по Восточно-Европейской равнине?
2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зависит?
3. Как и почему изменяется характер растительности?
После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вывод о зависимости, существующей между почвой и типом растительного покрова.
Для доказательства взаимосвязи между характером растительного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные леса, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.
Практическая работа может быть проведена на основе анализа различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природных компонентов (табл. 35):
Мхи, лишайники, кустарники, ягодники
Олень, песец, лемминг, куропатка
Подзолистые и дерново-подзолистые
Медведь, лось, соболь, белка
Травянистая (ковыль, типчак, полынь)
Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).
Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (табл. 36).
В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.
Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов.
Возможные формы выполнения работы: заполнение таблицы, составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Субарктический: суровая зима, долгая и холодная, со средней температурой — 32° С, короткое лето со средней температурой+4° С— на севере, +10° С — на юге. Осадков мало, 200-300 мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения более 1,5. Многолетняя мерзлота и заболоченность
Карликовые деревья, кустарнички, мхи
Безлесная зона, большое количество озер и болот
Вдоль побережья Северного Ледовитого океана
Оценка природных условий в районе города Норильска для работы и быта человека
Особенности климата: субарктический. Суровая продолжительная зима, прохладное лето; средняя температура лета +8, +9 °С, зимы -40 °С, сильный ветер, избыточное увлажнение, полярная ночь.
Особенности воды: в твердом состоянии большую часть года; многолетняя мерзлота.
Особенности почв: мерзлотно-таежные и тундрово-глеевые.
Особенности рельефа: горный.
Особенности природных зон: тундра, лесотундра с низкими среднегодовыми температурами и высоким увлажнением.
Река Пясина, озеро Лама; достаточное количество воды.
Выводы: условия суровые для жизни человека — экстремальные зимой. Сельское хозяйство в открытом грунте практически невозможно. Минеральные богатства освоены, создана специальная техника для этих мест, дома — на сваях из-за многолетней мерзлоты, созданы искусственные сады, теплицы и др.
Работа выполняется при изучении Восточной Сибири (или других районов с экстремальными климатическими условиями). При этом используются имеющиеся у учащихся навыки работы с агроклиматической и почвенной картами. Для проведения работы целесообразно использовать карту плотности населения России.
1. Сравнить по плотности населения Центр Европейской части и Якутию, сделать выводы о причинах различия в плотности населения и хозяйственной деятельности.
2. Привести примеры, характеризующие различия в бытовых условиях жизни населения.
Учитель знакомит учащихся с основными причинами, влияющими на размещение населения. Важно показать основную роль социально-экономических причин и подчиненную роль природных факторов. Для этого можно привести пример условий роста населения в районах нового освоения.
Улучшение социальных условий жизни населения, высокая оплата труда могут способствовать притоку населения и его закреплению в районах Сибири, несмотря на экстремальность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека. Затем учащиеся заполняют таблицу:
Источник
Какие компонеты природу образуют природнуб зону? От чего зависит сммена природных зон?
Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природной зоной называется крупный участок суши со сходными природными компонентами – почвами, растительностью, животным миром, которые формируются в зависимости от сочетания тепла и влаги.
Определяющим фактором при формировании природных зон является климат.
От него зависят другие компоненты. Изменение климата приводит к изменению других компонентов природной зоны.
Растительность оказывает большое влияние на формирование почв и животного мира и сама зависит от почв. Называются природные зоны по характеру растительности, поскольку она наиболее очевидно отражает и другие особенности природы.
Климат закономерно изменяется при движении от экватора к полюсам. Почва, растительность и животный мир определяются климатом. Значит, эти компоненты должны изменятся широтно, следуя за изменением климата. Закономерная смена природных зон при движении от экватора к полюсам называется широтной зональностью. В районе экватора расположены влажные экваториальные леса, у полюсов – ледяные арктические пустыни. Между ними находятся другие виды лесов, саванны, пустыни, тундра. Лесные зоны, как правило, располагаются на территориях, где соотношение тепла и влаги сбалансировано (экваториальный и большая часть умеренного пояса, восточные побережья материков в тропическом и субтропическом поясе) . Безлесные зоны формируются там, где имеется недостаток тепла (тундры) или влаги (степи, пустыни) . Это континентальные районы тропического и умеренного поясов, а также субарктический климатический пояс.
Климат меняется не только широтно, но и вследствие изменения высоты. С поднятием в горы температура понижается. До высоты 2000-3000 м увеличивается количество осадков. Изменение соотношения тепла и влаги вызывает изменение почвенно – растительного покрова. Таким образом, в горах на различной высоте расположены неодинаковые природные зоны. Эта закономерность называется высотной поясностью.
Смена высотных поясов в горах происходит примерно в той же последовательности, что и на равнинах, при движении от экватора к полюсам. У подножия гор расположена природная зона, в которой они находятся. Количество высотных поясов определяется высотой гор и их географическим положением. Чем выше горы, и чем ближе они расположены к экватору, тем разнообразнее набор высотных поясов. Наиболее полно вертикальная поясность выражена в Северных Андах. В предгорьях растут влажные экваториальные леса, затем идёт пояс горных лесов, а ещё выше – заросли бамбуков и древовидных папоротников. С увеличением высоты и понижением среднегодовых температур появляются хвойные леса, которые сменяются горными лугами, нередко переходящими, в свою очередь, в каменистые россыпи, покрытые мхом и лишайниками. Вершины гор венчают снега и ледники.
Источник