Тех.карта урока урока окруж. мира
Тема. Зависимость растений от природных условий.
Цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды.
— Формировать систему единичных понятий о закономерностях развития природы.
— Создавать фундамент для изучения предмета в следующих классах.
— Развивать умение работать в группе и парами.
— Воспитывать национальную гордость за свой народ, за свою страну.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Формы: фронтальная, работа в парах, групповая
Оборудование: учебное пособие, презентация.
Деятель ность обу чаю щихся
ФУУД (формирование универсальных учебных действий)
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Настрой на работу. Организует уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку
Личностные УУД : положительное отношение.
II .Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
А зовут тебя все . Солнце
— Назовите главный источник жизни на Земле? (Солнце)
— Покажите, как солнце распределяет свои лучи на землю? Такое распределение равномерное или неравномерное? (неравномерное) Как это отражается на Земле?
— Одинаковые ли на Земле природные условия?
— ( Солнце неравномерно распределяет свои лучи на Землю. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными. И зимой и летом они скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Это холодный пояс.
Там, где солнечные лучи попадают на Землю прямо, солнце поднимается высоко, зимой так же жарко, как и летом. Здесь жаркий пояс.
Всё, что находится между холодным и жарким поясом называется умеренным поясом. Здесь лето не очень жаркое, а зима не очень суровая.)
В) На доске: заполняем таблицу
Картинки разных растений деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, травы.
Назовите группу одним словом (перед нами растения)
— В списке есть ли исключения?
— Да. Цветы бывают не у всех растений, н-р у хвойных их нет; у деревьев стволы, а у кустарников стволики; листья хвойных деревьев называют хвоинками; корни есть тоже не у всех растений, н-р у водорослей нет ни корней ни стебля.
— Что обозначают слова тепло, свет, воздух, вода?
Это главные условия необходимые для жизни: роста и развития растения.
(появляется после объяснения)Части
Познавательные УУД : воспроизведение информации
Регулятивные УУД: принимать и сохранять задачу.
III . Постановка цели и задач урока.
— Жизнь растений будет зависеть от разных природных условий? (да) (нет)
— Как? (в разных природных условиях будут разные растения)
Да. Определите тему урока. Проследить зависимость растений от природных условий.
— Рассмотреть несколько растений. Определить условия их жизни.
Выяснить, как растения приспособились к разным природным условиям.
— Каким образом будем работать?
-Предлагаю работу в группе
Определение и обоснова ние темы урока
Личностные УУД: интерес к учебному материалу.
Познавательные УУД : построение ответов.
IV . Первичное усвоение новых знаний.
-. По серии пейзажных картинок определите природные условия. Вместе подумайте, какой пояс вам подходит. Обоснуйте свой выбор..
( Пейзажные картинки арктической зоны и тундры)
(карликовая ива, лишайник, мох на камнях, камнеломка, ягель, карликовая береза)
Пейзажные картинки лесной и лесостепной зоны
(Береза, ромашка, малина, дуб)
Пейзажные картинки пустыни
(саксаул, перекати-поле, солянка, джузгун)
Коммуникативные УУ Д: работа в парах
V . Динамическая пауза.
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивание – руки вверх.)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем.)
Но рябинка только гнётся, (Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками.)
Личностные УУД : установка на здоровый образ жизни.
VI . Первичная проверка понимания.
Обсуждение итога работы в группах
Дети обосновывают выбор названия природного пояса.
— Почему именно это растение вы выбрали в свой природный пояс.
Обсуждение каждого плаката подкрепляется коротким сообщением, которое готовил ребенок заранее.
— на глобус закрепляем флажок с названием пояса.
Холодный пояс. Зона Арктических пустынь .
На Северном полюсе зона арктических пустынь. Здесь долгая и лютая зима, земля скована вечной мерзлотой и покрыта снегами и ледниками. Несколько месяцев подряд длится полярная ночь, а несколько месяцев полярный день. Растительность почти отсутствует и все же она есть в виде лишайников.
-Правильно ли дети определили природные условия? Как приспособились растения?
Холодный пояс. Тундра.
В холодном поясе находится тундра. В тундре солнце не всходит над горизонтом в течение долгих зимних месяцев, снежный покров лежит с октября по июнь. Лето всего два месяца. Почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять, поэтому в тундре много болот. В тундре растут в основном только травы, а деревьев почти нет. Свирепые холодные ветры и вечная мерзлота дают выжить только карликовым деревьям, стволы которых пригибаются к земле. Мхи, лишайники, камнеломка, морошка, голубика, брусника, карликовые деревья – вот и вся растительность тундры.
-Правильно ли дети определили природные условия? Как приспособились растения? (стволы низко пригибаются к земле, мелкие листья, мелкие корни, т.к. вечная мерзлота не дает расти глубоко корням.
Слайд 2. Умеренный пояс
В умеренном поясе не очень жаркое лето и не очень суровая зима. Здесь ярко выражены четыре времени года. Растительный мир богатый: деревья, кустарники, травы. Мы живем в умеренном поясе.
Жизнь в пустыне очень суровая. Лето жаркое, почти без дождей, а зима короткая, но морозная. Почвы бедные, соленые, поэтому растения в пустынях обычно невысокие, засухоустойчивые. Это солянки, верблюжья колючка, джузгун, полыни. Для жизни в условиях недостатка влаги и засоления почвы растения выработали ряд приспособлений. У них очень длинные корни. Солянки, например, имеют волоски и чешуйки, предохраняющие их от излишнего испарения и перегрева.
Работа с учебником . С. 24.ответы на вопросы. Обсуждение источников интересных сведений о представителях царств живой природы.
Дополнительно: задание по рабочей тетради (с. 18, задание 21-22, с.23, задание 27).
Познавательные УУД : построение ответов.
Коммуникативные УУ Д : приходить к общему решению.
– Что вы можете сказать о природе Земли? (Она разнообразна.)
— Я узнал, что растения ………………(Приспосабливаются к разным природным условиям)
— Самое интересное на уроке………………………………………………..
— Кому из своих одноклассников вам хочется сказать: «Спасибо!»?
-Как вы думаете, над какой темой мы работать будем на следующем уроке?
Личностные УУД: понимание причин успеха.
Регулятивные УУД: проговаривать вслух последовательность действий.
Источник
Урок окружающего мира (система Занкова) «Зависимость растений от природных условий» с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока окружающего мира «Зависимость растений от природных условий» с использованием цифровой лаборатории «Наураша».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Зависимость растений от природных условий.
Цель урока: Проследить зависимость растений от природных условий.
Задачи урока: ребята должны научиться узнавать природный пояс по свойственному ему пейзажу, Уметь объяснять особенности природных поясов в связи с их положением на Земле и неравномерностью освещения солнечными лучами.
Личностные: определять личностный смысл изучения темы урока; уважительное отношение к иному мнению;
Предметные: уметь объяснять мир: связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; называть основные природные пояса и их особенности;
— ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— выявлять сущность, особенности объектов;
— на основе анализа объектов делать выводы;
— обобщать и классифицировать по признакам;
— развивать умение извлекать необходимую информацию из серии пейзажных картинок и обсуждать полученные сведения;
— представлять информацию в виде схемы;
— находить ответы на вопросы в иллюстрациях.
— развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с представленным материалом;
— оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
— развивать умение слушать и понимать других;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— оформлять свои мысли в устной форме.
— умение работать в паре, в группе.
1. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Учебник Окружающий мир I часть, рабочая тетрадь, атласы.
2. Компьютер, проектор, экран, флэш-карта, презентация к уроку
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
— Назовите главный источник жизни на Земле? (Солнце)
3. Фронтальная беседа. Работа с интерактивной доской. Понятия открываются по мере ответов учащихся.
— Что относится к понятию «природа»?
(Окружающий мир, не созданный руками человека).
— На какие группы можно разделить объекты природы?
(Объекты живой и неживой природы).
— Перечислите признаки, которые относятся к объектам живой природы. Приведите собственные примеры.
(Дыхание, питание, рождение, рост, умирание, движение, размножение).
— На какие группы можно разделить объекты живой природы?
(Животные, растения).
— Назовите части растений.
— Какие условия необходимы для жизни растений?
(Солнечный свет, тепло, вода, кислород).
— На какие группы можно разделить все растения?
(Деревья, кустарники, травянистые растения).
4. Индивидуальная работа в тетрадях с.16 №19 (дорисуй недостающие части растений)
По каким существенным признакам вы смогли разделить растения на группы?
5. Проблемный вопрос: Почему на нашей планете такое разнообразие растений?
(Две картинки березы и карликовой березы)
— Как вы думаете, в одинаковых ли природных условиях растут эти растения?
— Жизнь растений будет зависеть от разных природных условий? (да) (нет)
— Как? (в разных природных условиях будут разные растения)
Да. Определите тему урока. Проследить зависимость растений от природных условий
— На каком рисунке местность больше других похожа на ту, в которой мы живём?
— Как одним словом можно назвать местность, изображённую на 1 и 3 рисунках?
— По каким признакам вы это определили?
— Охарактеризуйте особенности погодных условий данных мест.
(Различие получаемого тепла и влаги).
— На 2 рисунке изображены карликовые деревья. Какие условия не позволяют деревьям вырасти большими?
— На заднем плане изображено много болот. Это объясняется низкой температурой. Вода не может всасываться почвой, так как почва заморожена даже летом.
— Догадались, где расположена такая местность?
(На севере, в тундре, где долгая полярная ночь, короткое холодное лето, дуют сильные ветра, мало солнечного тепла).
— От чего зависит внешнее строение растений?
8. Игра путаница. Задание: вернуть растения на своё место.
Картинки с природными зонами и растениями.
9. Иследовательская деятельность
Когда мы говорим «тепло», «холодно», «потеплело», «похолодало», то что мы имеем в виду?
А мороз она низка.(температура)
-Правильно. Жизнь на земле напрямую зависит о температуры окружающей среды. Так для роста растений необходимо тепло. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная , достаточно дотронутся рукой до предмета.
Таким образом, мы задумываемся о температуре.
— С помощью какого прибора мы можем измерить температуру?
(Для измерения температуры используют специальный прибор – термометр.)
Из чего состоит термометр? (трубочка с жидкостью, шкалы с делениями разного цвета)
Существует несколько видов термометров: комнатный, уличный, медицинский, водный.
Ребята, я приглашаю вас в гости к мальчику Наураше в Лабораторию интересных исследований.
В научной лаборатории есть прибор в виде божьей коровки. Он обладает разными способностями чувствовать. На конце провода – «Усика» у прибора находится датчик измерения температуры, а результат измерения нам покажет мальчик Наураша. С помощью этого датчика мы будем проводить опыты по измерению температуры.
1 опыт — температура воздуха в комнате
2 опыт – температура воздуха за окном
3 опыт – температура тела человека
10. Рефлексия.
-Вернемся к главному вопросу нашего урока. Ответ на проблемный вопрос: почему на нашей планете такое разнообразие растений?
-Где же мы сможем применить полученные знания?
— Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке? О чём вы захотите рассказать дома?
— Оцените своё настроение на уроке.
Источник