Зависимость водного сообщества от неживой природы

Зависимость водного сообщества от неживой природы

Предмет: Окружающий мир

УМК Перспектива

Авторы учебника: Плешаков А.А, Новицкая М.Ю.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представления учащихся о водоеме, как о природном сообществе.

Задачи урока:

1. Проверить и систематизировать знания детей по теме «Луг – царство цветов и насекомых» (разнообразие организмов, составляющих сообщество, взаимосвязи).

2. Познакомить учащихся с животным и растительным разнообразием пресных водоемов, их приспособленность к условиям обитания.

3.Продолжить формирование первичных экологических представлений (взаимосвязи, цепи питания, природное сообщество)

4. Развивать логическое мышление детей через установление причинно- следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

5.Воспитывать любовь, бережное отношение к природе своего края, умения контроля и самоконтроля в условиях работы в группах.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:

проявлять интерес к изучению темы, к бережному отношению к природе.

Регулятивные УУД:

выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания;

выполнять учебное действие в соответствии с планом;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

адекватно взаимодействовать в паре, в группе и приходить к общему решению;

формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные УУД:

различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;

определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение;

находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение.

Планируемый результат:

Знать: разнообразие организмов в водоемах;

экологические связи водоема как сообщества.

Уметь: определять растения и животных водоема;

характеризовать круговорот веществ в экосистеме водоем;

составлять цепи питания, характерные для водоема;

извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.

Личностные: бережное отношение к природе.

Читайте также:  Выберите азональный природный комплекс

Основные понятия:

природное сообщество, водоем, единство живой и неживой природы, круговорот.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Разделы «Жизнь дана на добрые дела», «Люби всё живое», «Великие русские писатели», «Картины родной природы».

Русский язык

Тема «Собеседники. Диалог», «Текст».

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 1 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая 3 класс, ноутбук, телевизор, презентация, карточки по окружающему миру.

Специфика урока заключается в использовании новых педагогических технологий: дифференцированное обучение; ИКТ; технология сотрудничества; здоровьесберегающие технологии.

Технологическая карта урока

Источник

Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков, Новицкая 1 часть стр 117

Среди водных растений нашего края чаще всего встречаются ряска и рогоз. Ряска – это самое мелкое цветущее водное растение с округлыми листьями. Корни развиты слабо, отходят прямо от листеца и не дают растению переворачиваться. Цветет растение незаметно и нерегулярно, семена прорастают только в теплой воде (выше 18 градусов), а в холодной ждут благоприятных условий на дне.

Назовите животных, обитающих в водоёмах вашего края. Найдите в атласе-определителе информацию о них и подготовьте сообщение.

Животные, которые обитают в водоёмах моего края: окунь, красноперка бобер, выдра, бобер.

Остановимся на окуне и красноперке подробней. Окунь – пресноводная хищная рыба. Обычно бывает длинной около 30 см, но может вырасти и до 50 см. На правом спином плавнике сзади – черное пятно. Хвостовой плавник и плавники на брюхе красные.

Красноперка – пресноводная рыба длиной 20-30 см с красными плавниками и слегка золотистыми боками. Питается растениями и личинками насекомых.

Обсудим

В книге «Великан на поляне» прочитаем рассказы «Как одолели «одолень-траву», «Зачем нужны в реке ракушки» и обсудим отношение людей к растениям и животным.

Многие люди безответственно относятся к жизни окружающих их растений и животных. Они могут сорвать кувшинку, не подумав о том, что оставшись без воды, оторванная от материнского растения, она завянет и погибнет. Или же ради баловства вылавливают из воды и выбрасывают на берег перловицу и беззубку. А ведь они живые, и на берегу без воды погибнут. Так ни в коем случае нельзя поступать. Необходимо бережно относиться к окружающему миру и помнить, что необдуманные действия могут принести большой вред природе.

Читайте также:  Вода объект живой природы

Подумаем!

В сообществе пресного водоёма представлены живые организмы разных групп: цветковые растения, черви, моллюски, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, звери. Подтвердите это примерами. Проверьте себя на «Дополнительных страничках».

Раскройте зависимость водного сообщества от неживой природы.

В сообществе водоёма, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные водоёма умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются минеральные соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их вновь используют водные растения.

Составьте 2—3 цепи питания, характерные для сообщества пресного водоёма.

  1. Ряска ← личинки комара ← водомерки ← лягушки ← цапли.
  2. Рогоз ← карась ← щука ← выдра.
  3. Водоросли ← головастики ← карпы ← цапли.

Проверим себя

Почему водоём можно назвать единством живой и неживой природы?

Водоем можно назвать единством живой и неживой природы, потому что неживая природа – вода – есть среда обитания для водных животных, и растений, вода их дом.

Какие живые организмы составляют сообщество пресного водоёма?

Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.

Как в водоёме происходит круговорот веществ?

В сообществе пресного водоёма происходит круговорот веществ с участием растений, животных, бактерий. Останки животных и растений при отмирании попадают на дно водоёма. Там они перегнивают и превращаются в питательную почву для растений.

Нажмите на клавиатуре CTRL + D и готовое домашнее задание сохранится в закладках или поделитесь им в социальных сетях.

Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков, Новицкая 1 часть стр 117 ответы

На странице 117 вы найдете актуальные и детально проработанные ответы (ГДЗ) на вопросы с подробным решением, кратким пояснением. Каждое упражнение страницы выполнено в строгом соответствии правилам, опираясь на информацию из учебника по Окружающему миру 3 класс Плешаков, Новицкая 1 часть. Мы следим за каждым выпуском новых редакций и оперативно обновляем информацию, для того чтобы вы могли в любой момент получить необходимые онлайн решения.

Читайте также:  Желтоземы почвы природная зона

Источник

Почему водоём можно назвать единством живой и неживой природы?

Мне кажется, нет такого городка или поселка, где не было бы водоема: озера или речки. В детстве я частенько ходил с дедом на рыбалку на местное озеро, и мне трудно было представить другое место, которое бы наиболее полно представляло природу, как живую, так и неживую. Там было все.

Живая природа водоема

Прежде, чем понять, почему водоемы совмещают несколько царств природы, стоит разобраться в самих царствах. Живая природа представлена растениями и животными, т. е. теми организмами, которые растут, размножаются и умирают. У любого водоема есть прибрежная растительность и растения, разрастающиеся в толще воды. Чаще всего это:

В детстве осока напоминала мне пушистые островки, и я все ждал, когда же Крошка Енот придет за своей осокой.

Многие виды животных можно увидеть только возле водоемов. В воде живут многочисленные насекомые. Именно там из личинок появляются комары, слепни, журчалки и бабочки. Часто можно заметить жуков-вертячек, бегающих по водной глади. Из опасных и малоприятных обитателей можно назвать пиявок, водяных клещей и водяных скорпионов.
Водоем — привычное место обитания для животных разных классов. Там можно встретить:

  • земноводных (жабы, лягушки);
  • грызунов (ондатра, бобр);
  • птиц (утка, цапля);
  • рыб (щука, сом, карась).
  • моллюсков (прудовик);
  • раков.

Неживая природа водоема

Появление озер и водоемов можно объяснить как раз таки действием неживой природы. Под влиянием погодных условий образовались на поверхности углубления, котлованы и впадины, которые со временем были заполнены водой. Если вода переливалась, то образовывалась речка. Гидросфера — это и есть все водные участки земной поверхности.

Неживая природа водоемов — это:

  • камни;
  • почва;
  • сама вода;
  • рельеф вокруг водоема;
  • погода.

И все это сливается в прекрасный пейзаж, в зеленую картинку. В центре — озеро, окруженное с одной стороны лесом, с другой горами. Слышится пение птиц, шелест камыша. По водной глади проплывают лебеди, под воду ныряют утки. В таком месте можно хорошо порыбачить или просто полюбоваться закатом.

Источник

Оцените статью