Живая ли планета Земля?
Вы интересуетесь Солнечной системой и планетами, которые ее составляют? Если вы что-либо знаете про Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун или даже карликовую планету Плутон, вероятно, вы пришли к выводу, что наша Земля — это наиболее комфортное место для существования жизни!
Условия на других планетах зачастую слишком суровые, чтобы поддерживать известные формы жизни. С другой стороны, Земля обладает идеальными условиями для невероятного разнообразия живых организмов.
В мире есть миллиарды людей, бесчисленное разнообразие видов растений и животных. Если добавить насекомых, бактерий и грибы, то сразу становится ясно, что Земля наполнена жизнью.
В Солнечной системе Земля может быть синонимом слова «жизнь», но является ли она живой? Этот вопрос ученые задают уже несколько десятилетий.
В некотором смысле, это простой вопрос. Нет, планета Земля — это не такое живое существо, как человек, барсук, комар или даже дерево. Этот факт, однако, не мешал людям обращаться с Землей как с живым существом на протяжении всей истории.
Например, коренные народы во всем мире долгое время считали, что Земля живая. Даже у древних греков была богиня Земли, которую они называли Геей.
В честь древнегреческой богини Геи также названа гипотеза, разработанная в 1970-х годах британским химиком Джеймсом Лавлоком и американским биологом Линн Маргулис. Однако гипотеза Геи, как известно, немного ошибочна.
На самом деле это не научная гипотеза, которую можно проверить с помощью экспериментов. Гипотеза Геи больше похожа на точку зрения, мысль или мировоззрение. Согласно Л. Маргулис и Дж. Лавлоку, Земля вместо того, чтобы действовать как неодушевленный, неживой объект, ведет себя как живая система.
Например, Лавлок и Маргулис отметили, что на Земле есть определенная форма саморегуляции, иначе известная как гомеостаз. Жизненно важные факторы, такие как температура, содержание кислорода в атмосфере и соленость воды в Мировом океане, сохраняются с удивительно незначительной изменчивостью.
Кроме того, все эти факторы во многом зависят от живых существ, способных поддерживать их. В то время как гипотеза Геи на ранней стадии не привлекла много поддержки, некоторые ученые в последние годы начали изучать сложные системы на Земле в новом свете благодаря идеям Лавлок и Маргулиса.
По сути, многие ученые теперь начинают полагать, что сама Земля и жизнь на ней эволюционировали вместе и вносили определенные изменения. Вместо того, чтобы живые организмы на Земле просто реагировали на окружающую среду, они влияют и изменяют все вокруг себя.
Таким образом, Земля рассматривается как огромная, сложная система, в которой окружающая среда и живые существа постоянно взаимодействуют, чтобы сформировать саморегулируемое целое. И хотя Землю нельзя назвать таким же живым организмом, как растение или животное, наша планета, тем не менее, может рассматриваться как живая система.
Источник
Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов
Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.
Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.
Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему Кто есть кто.
1 класс подходящий для обсуждения темы Человек и природа с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки Воздух, Вода, Почва в рамках цикла Введение в экологию.
3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.
Мир живой природы
Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.
Она является средой обитания всех живых организмов.
Классификация живых организмов в природе:
- растения, в т. ч. грибы, деревья, цветы,
- животные, в том числе птицы, земноводные, рыбы, рептилии, хищники,
- человек.
Объекты и явления неживой природы
К объектам неживой природы относят:
- воздух и его составляющие (ветер, облачные массы),
- воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги),
- почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни),
- полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
- органические вещества (минеральные соли),
- планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).
Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.
Среди физических явлений различаются:
- механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю),
- тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце),
- световые (тень, свет, темнота) и другие.
Чем живая природа отличается от неживой
Главное отличие способность к росту и развитию.
Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.
Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).
Неживые объекты не имеют жизненного цикла.
Законы природы заставляют неживую природу меняться:
- Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью,
- снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает,
- приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны,
- морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре,
- реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана.
Признаки живой и неживой природы
Свойства живых организмов:
- дыхание,
- потребность в пище,
- способность к размножению,
- рост,
- старение и умирание.
Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.
- Дыхание. Рыбы дышат жабрами в воде, человек имеет легкие, чтобы дышать, у растений имеются клетки, поглощающие углекислый газ.
- Питание. Человек может питаться как растениями, так и животными. Животные делятся на хищников и травоядных. Береза питается водой.
- Размножение. Без способности к размножению животные и растения исчезли бы с лица Земли. Так исчезли мамонты, морские коровы, тарпаны, слоновые черепахи, золотые лягушки. Причины их вымираний изменение условий обитания. Их было слишком мало, и они были не приспособлены к жизни в других условиях.
- Рост или преобразование. Все рождаются маленькими, потом увеличиваются в размерах. Цыплята, например, делают это сначала в оболочке в яйце, только через некоторое время вылупляются.
- Умирание. Примеры листопад, высыхание деревьев, лишение естественной среды (умирает рыба, выброшенная на берег из воды).
Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются и котята, и щенки, и кролики, и медвежата и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.
Наличие сознания признак человека.
Все умирает на земле и море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден (С. Я. Маршак).
Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.
Пример: Высыхание луж это не смерть, а испарение, превращение воды в пар.
Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).
Связь между живой и неживой природой
Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.
Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.
Человек часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.
Связи проявляются в следующих видах:
- Цепи питания. Пример-схема: сосна — жук — короед — дятел. Сосна растет и образует кору. Жук питается корой. Дятел питается жуками и семенами сосны.
- Пищевые сети. Образуются из цепей. Пример: кузнечики, мыши, зайцы питаются травой, сами же служат пищей птицам (ястребам) и хищникам (ящерицы, змеи, лисы).
Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.
Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.
Источник