«ЗЕМЛЯ – наш общий ДОМ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать представления об экологической культуре, осознанное бережное отношение к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ООД по экологии для детей подготовительной группы
Тема: «Земля — наш общий дом!»
Цель: формировать представления об экологической культуре, осознанное бережное отношение к природе.
— учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
— расширять и обогащать знания о природе, её явлениях.
— познакомить с Красной книгой Воронежской области.
— Формировать представление о неразрывной связи человека с природой;
— формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
— развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.
— активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, Красная книга);
— воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру.
Оборудование:глобус, карточка SOS, Красная книга Воронежской области, готовые знаки о защите природы, мультимедийный проектор, презентация.
Раздаточный материал: круги желтого, зелёного и красного цвета, заготовки белого картона для рисования знаков, фломастеры.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдения, просмотр мультфильмов с данной тематикой, работа с картами и глобусом, беседы.
Ребята, слышите, колокольчик нам напомнил, что нам пора пройти за столы.
Ребята, садитесь удобнее и давайте поздороваемся с гостями.
А теперь поздороваемся друг с другом.
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки . Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки . Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки . Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки . Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками наверх.
Мы проснулись! Потрите ладошки.
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на занятии вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
Ребята, сегодня нас ждут удивительные приключения, и я поведаю вам интересную историю.
У всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что это за дом:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Наша планета — это огромный — преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем модель земного шара? (Глобус!)
Педагог. А что такое глобус?
Дети. Глобус – это модель земного шара.
Да, глобус – это модель земного шара, на нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Педагог. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля —
Дом наш родимый, ребята!
— Для кого ещё Земля общий дом?
Дети. Для животных, различных растений, рыб, птиц.
Педагог. Что вы делаете, когда входите в детсад, домой с улицы?
Дети. Мы вытираем ноги или снимаем обувь.
Педагог. Никому не придёт в голову снять ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся поддерживать порядок и мир в семье.
У живой природы много врагов. Это стихийные бедствия: ливни, засухи, морозы, ураганы. Разрушения продолжаются, и не только стихийные. Их наносит человек, бывает так, что люди на природе ведут себя как хулиганы.
Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух сами очищаются, как бы мы их ни загрязняли.
Педагог. Как вы думаете, кладовая природы, богатства планеты безграничны?
Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует помощи,
Подаёт нам сигнал бедствия SOS.(карточка, на ней написаны такие слова)
— Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная.
— Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию?
-Что могут сделать люди, что животные и растения не погибали?
(Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях) .
Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы!
Ребята, давайте мы с вами встанем и немного разомнемся.
Пойдем мы садом, полем или лугом — (дети шагают на месте).
Будем мы природе верным другом!
Если лесом будем мы идти , (ходьба на носках)
Везде посеем зерна доброты . (дети приседают, имитируют посадку зерен)
Эти зерна будут прора стать (дети медленно поднимаются)
Песню петь душе моей (прижимают руки к груди),
И никогда не обижать! (опускают руки)
Люди все больше и больше вмешиваются в жизнь природы. И это не проходит для природы незамечено. Исчезают животные, насекомые, птицы, растения. Уничтожаются леса. Ребята, сегодня я принесла вам Красную книгу нашей Воронежской области. В эту книгу ученые занесли животных, растения, птиц и всех представителей природы, которые нуждаются в охране. А как вы думаете, почему их нужно охранять? От кого?
-Почему Красная книга так называется?
-Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение)
-Что делают люди, чтобы сохранить редких и исчезающих животных?
(Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)
Все животные требуют бережного отношения, но особенно те, которые занесены в Красную книгу. Помните об этом, и встретив случайно жука на тропинке не давите его, потому что он может быть уже последним и другого такого не будет.
Ты можешь удивляться,
Узнав: земля – наш общий дом.
Живут в нём звери, птицы,
И мы с тобой живём!
Педагог.
А сейчас мы поиграем в игру: « Экологический светофор».
В игре «Экологический светофор» все цвета имеют тоже обозначения, что и на простом светофоре.
Красный свет – природе вред.
Жёлтый — осторожно!
Свет зеленый – так красиво!
– Лес сказал тебе «спасибо».
(У воспитателя карточки-знаки)
Каждому из вас вручается по набору светофора, вам нужно прослушать задание и поднять нужный цвет:
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай:
1) Знак — запрещено ломать молодые деревья, ветки деревьев. (Дети светофорят красным).
— Почему? (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом для птиц и некоторых животных).
2) Знак. А теперь послушайте рассказ.
« В Галином дворе росла большая вишня. Ягоды на ней были большие и вкусные. Достать их было очень трудно. Галя решила все их достать. Она встала на пластмассовое ведерко нагнула веточки дерева и достала сочные вишенки»
(Дети включают желтый и зеленый свет светофора).
— Почему желтый? (осторожно, если наклонить низко ветку, то она сломается, осторожно, если встать на дно пластмассового ведерка, чтобы достать ветку, ведерко может лопнуть и Галя упадёт)
3) Знак – не оставляй мусор в лесу.
(дети светофорят красным).
— Почему? (Загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный запах.)
4) Знак – место для мусора. Куда же мусор девать?
(В специально оборудованное место для сбора мусора: контейнер, яму.)
5) Знак – кормушки: привлекайте птиц.
(Дети сигнализируют зеленым и жёлтым.)
— Почему зелёным?
(Нужно помогать птицам добывать пищу)
— Почему жёлтым?
(Нужно быть осторожным при кормлении кормушек к дереву: привязать крепкой веревкой и ни в коем случае не прибивать гвоздями к дереву).
5) Знак – «Не рви цветы»
рассказ. « Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили цветы и побежали».
(Дети светофорят красным).
— Почему?
(Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют кислород, одуванчики – лекарственное растение, цветы служат домом для насекомых).
— А где же взять цветы для букета? (вырастить у себя дома на окне, на балконе летом, купить букет).
6) Знак – «Улыбнись».
— Посмотрите на этот знак. Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друзьям.
Педагог.
А теперь я вам расскажу о трех правилах, которые надо знать всем людям на Земле.
Первое правило: НЕ СОРИ!
Второе правило: НЕ ШУМИ!
Третье правило: НЕ ГУБИ!
Педагог.
Ребята, я предлагаю вам взять фломастеры и кружочки из картона, и зарисовать свои знаки, что можно делать в природе, а чего нельзя.
— Вы многое узнали о природе и способах её охраны. Этим занимается целая наука — экология. Вы тоже становитесь юными экологами, защитниками природы.
Растите дети большими, и берегите землю, она вернет вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой зелёного царства Природы, а это вам медали за хорошую работу. (детям выдаются специальные эмблемы ).
Спасибо вам и до свидания.
Источник