Земля объект природной собственности

Земля как часть природной среды, объект собственности и хозяйствования

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам, водам и т.д.).

Земля в земельном праве — это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации.

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющих естественное происхождение. Если эти отношения закреплены и охраняются силой государства, то возникает право собственности.

Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ («Права собственников земельных участков на использование земельных участков»).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

*отчуждать свое имущество в собственность других лиц;

*передавать другим лицам права пользования и распоряжения ими имуществом, оставаясь при этом его собственником;

*отдавать имущество в залог и т.д.

Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находиться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц.

Читайте также:  Все природные ресурсы приморского края

Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей.

Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка, включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наследству, а также право залога.

Новеллой земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обязательную земельно-правовую сделку. Условия такого отчуждения установлены, например, ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

2. Земля как природный объект и природный ресурс. Понятие правового режима земель.

Природный объект — условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей природной среды (в данном случае — земли), с тем чтобы с позиций права было возможно признать процессы использования и охраны земель в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны.

Природный ресурс представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые потребляются обществом для удовлетворения своих нужд или признаются в качестве таковых.

Наиболее важные юридически значимые признаки земли как природного объекта и природного ресурса заключаются в следующем.

Земля существует без каких-либо усилий со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля — территориальный базис жизни и деятельности людей, естественное средство производства.

Земля относится к числу вечных, неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, однако землю как пространственный территориальный базис уничтожить нельзя. В связи с этим земля как место существования человеческого общества в обозримом будущем обладает признаком незаменимости.

Читайте также:  Всероссийский конкурс чудеса природы

Очень важным обстоятельством является также то, что земля ограничена в пространстве.

Земля выполняет по крайней мере три важнейшие функции.

Во- первых, она является главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве.

Во-вторых, она используется как пространственный (территориальный) базис для размещения зданий, строений и сооружений, т. е. объектов, искусственно созданных человеком.

В-третьих, что особенно важно в современных условиях, земля выполняет функцию поддержания экологического равновесия в природе как элемент экологической системы.

Экологическая функция земли проявляется в двух важнейших аспектах: обеспечении охраны земель в процессе их использования; сохранности земель, признанных землями особо охраняемых территорий и объектов.

Юридического определения земли в законодательстве нет. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, земля – природный объект, природный ресурс, недвижимость, объект права собственности и иных прав на землю.

Правовой режим земель, земельных участков един. Его нельзя разграничить на какие-то части, одна из которых регулируется нормами гражданского, а другая — нормами земельного права.

Элементы понятия «правовой режим земель».

Элементом понятия «правовой режим земель» следует считать правовые институты, закрепляющие систему прав на землю: право собственности и иные права на землю, а также определение особенностей оборота земельных участков.

Исходя из публичных интересов, государство должно организовывать, регулировать процессы использования и охраны земель. В связи с этим неотъемлемым элементом понятия «правовой режим земель» является правовой институт управления в сфере рационального использования и охраны земель.

Земельное законодательство допускает возможность принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения, т. е. применения мер земельно-правовой ответственности. Это особая мера ответственности, которая применяется только в земельном праве, и её следует рассматривать так же как элемент правового режима земель.

Такие меры ответственности, как гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и уголовная, регулируются не земельным законодательством, а иными отраслями права. Правовой характер данных мер определяется вне рамок предмета земельного права. Поэтому их нельзя рассматривать в качестве элементов содержания понятия «правовой режим земель».

Таким образом, элементами правового режима («объектами правового воздействия»), в отношении которых применяются земельно-правовые способы и инструменты правового регулирования, являются:

право собственности на землю, права на землю лиц — несобственников земельных участков,

Читайте также:  Где крупнейшие запасы природного газа

особенности оборота земельных участков,

управление в сфере использования и охраны земель

земельно-правовая ответственность.

Земельно-правовые способы и инструменты определения правового режима земель.

Действует принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при решении этого вопроса должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (подп. 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Основным способом установления правового режима земель является подразделение всех земель в стране на категории. Причем такое деление земель не имеет постоянного характера.

Экономические, социальные и иные интересы общества, а в некоторых случаях интересы отдельных заинтересованных лиц обусловливают применение особых правовых мер, с помощью которых происходит перераспределение земель из одной категории в другую, в результате чего меняется их правовой режим.

К числу таких правовых мер относятся территориальное планирование, резервирование земель, изъятие земель и перевод земель из одной, категории в другую.

Другим широко применяемым в земельном законодательстве правовым способом является установление ограничений прав на землю, а так же установление публичных сервитутов, правовая природа которых близка к ограничению прав на землю. В некоторых случаях вводится особый правовой режим территорий и соответственно земель, которые включены в их состав (это может быть связано с размещением и функционированием объектов, имеющих особое экономическое, социальное или иное значение, наличием на этих территориях особо ценных природных ресурсов, проживанием там определенных категорий населения — малочисленных народов, например. Земли, на которых расположены особые экономические зоны (инновационный центр «Сколково» и др.), имеют особый правовой режим).

В земельном праве применяются особые правовые инструменты регулирования земельных отношений. Возникает необходимость конкретизации правового режим земель, которые находятся в составе соответствующей категории земель, в отдельных случаях нужно определить внутреннюю структуру категории земель, например, земель населенных пунктов. Для этого используются такие правовые инструменты, как градостроительное зонирование. На некоторых землях особо охраняемых природных территорий проводится функциональное зонирование.

(!) В отношении каждого конкретного земельного участка в зависимости от того, к какой категории земель, к какому виду земель данной категории он относится, должен быть установлен правовой режим. Для этого определяется разрешенное использование земельного участка или его конкретное целевое назначение.

Источник

Оцените статью