Земля как природный объект и природный ресурс. Понятие правового режима земель.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Др. природные ресурсы явл. выполнимыми или имеют альтернативу.
Земля незаменима, явл связующим звеном всей экол. сис-мы.
Как природный ресурс: явл объектом хозяйствования, используется как:
— вечное средство производства
— плодородие может увел/уменьш. при рациональном или нет использовании
В законодательстве земли и почвы с точки зрения природного объекта и ресурса названы объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Если же речь идет об имущественных правах на землю, то объектом таких прав выступает конкретный земельный участок или его часть.
Земля как объект собственности – недвиж. имущ-во (ст. 130 ГК) гос. регистрация.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Участок является делимым, если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.
Земельный участок обладает свойством оборотоспособности. Иключ: Земельные участки, ограниченные в обороте; оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.
Категория земель указывается в:
1) актах фед. органов испол. власти, актах органов испол. вл. субъектов и актах органов МСУ о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются зем.участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о гос. регист. прав на недв. имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, устан. ФЗ РФ и ФЗ субъектов.
Использование этого понятия применительно к земельному участку означает определение содержания конкретных прав и обязанностей лиц, которые используют участок на законных основаниях.
Для организации рационального использования и охраны земель все земли подразделяются на различные категории. В основе разграничения земель на категории лежит основное целевое назначение соответствующих земель. Определение основных целей, для которых могут использоваться земли, является той базой, на которой устанавливаются главные положения правового режима соответствующей категории земель.
Средство уточнения и детализации правового режима конкретной категории земель:
территориальное зонирование, предусмотренное градостроительным законодательством, функциональное зонирование на особо охраняемых природных территориях и экологическое зонирование в районе озера Байкал.
Ограничения прав лиц, использующих земельные участки, путем установления зон с особыми условиями использования земель, санитарных зон, охранных зон и т.п. использующих земельные участки.
- Правовой режим земли сельскохозяйственного назначения;
- земель населенных пунктов;
- промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
- земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- земель запаса.
Источник
2. Земля как природный объект и природный ресурс. Понятие правового режима земель.
Природный объект — условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей природной среды (в данном случае — земли), с тем чтобы с позиций права было возможно признать процессы использования и охраны земель в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны.
Природный ресурс представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые потребляются обществом для удовлетворения своих нужд или признаются в качестве таковых.
Наиболее важные юридически значимые признаки земли как природного объекта и природного ресурса заключаются в следующем.
Земля существует без каких-либо усилий со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля — территориальный базис жизни и деятельности людей, естественное средство производства.
Земля относится к числу вечных, неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, однако землю как пространственный территориальный базис уничтожить нельзя. В связи с этим земля как место существования человеческого общества в обозримом будущем обладает признаком незаменимости.
Очень важным обстоятельством является также то, что земля ограничена в пространстве.
Земля выполняет по крайней мере три важнейшие функции.
Во- первых, она является главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве.
Во-вторых, она используется как пространственный (территориальный) базис для размещения зданий, строений и сооружений, т. е. объектов, искусственно созданных человеком.
В-третьих, что особенно важно в современных условиях, земля выполняет функцию поддержания экологического равновесия в природе как элемент экологической системы.
Экологическая функция земли проявляется в двух важнейших аспектах: обеспечении охраны земель в процессе их использования; сохранности земель, признанных землями особо охраняемых территорий и объектов.
Юридического определения земли в законодательстве нет. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, земля – природный объект, природный ресурс, недвижимость, объект права собственности и иных прав на землю.
Правовой режим земель, земельных участков един. Его нельзя разграничить на какие-то части, одна из которых регулируется нормами гражданского, а другая — нормами земельного права.
Элементы понятия «правовой режим земель».
Элементом понятия «правовой режим земель» следует считать правовые институты, закрепляющие систему прав на землю: право собственности и иные права на землю, а также определение особенностей оборота земельных участков.
Исходя из публичных интересов, государство должно организовывать, регулировать процессы использования и охраны земель. В связи с этим неотъемлемым элементом понятия «правовой режим земель» является правовой институт управления в сфере рационального использования и охраны земель.
Земельное законодательство допускает возможность принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения, т. е. применения мер земельно-правовой ответственности. Это особая мера ответственности, которая применяется только в земельном праве, и её следует рассматривать так же как элемент правового режима земель.
Такие меры ответственности, как гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и уголовная, регулируются не земельным законодательством, а иными отраслями права. Правовой характер данных мер определяется вне рамок предмета земельного права. Поэтому их нельзя рассматривать в качестве элементов содержания понятия «правовой режим земель».
Таким образом, элементами правового режима («объектами правового воздействия»), в отношении которых применяются земельно-правовые способы и инструменты правового регулирования, являются:
• право собственности на землю, права на землю лиц — несобственников земельных участков,
• особенности оборота земельных участков,
• управление в сфере использования и охраны земель
• земельно-правовая ответственность.
Земельно-правовые способы и инструменты определения правового режима земель.
Действует принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при решении этого вопроса должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (подп. 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Основным способом установления правового режима земель является подразделение всех земель в стране на категории. Причем такое деление земель не имеет постоянного характера.
Экономические, социальные и иные интересы общества, а в некоторых случаях интересы отдельных заинтересованных лиц обусловливают применение особых правовых мер, с помощью которых происходит перераспределение земель из одной категории в другую, в результате чего меняется их правовой режим.
К числу таких правовых мер относятся территориальное планирование, резервирование земель, изъятие земель и перевод земель из одной, категории в другую.
Другим широко применяемым в земельном законодательстве правовым способом является установление ограничений прав на землю, а так же установление публичных сервитутов, правовая природа которых близка к ограничению прав на землю. В некоторых случаях вводится особый правовой режим территорий и соответственно земель, которые включены в их состав (это может быть связано с размещением и функционированием объектов, имеющих особое экономическое, социальное или иное значение, наличием на этих территориях особо ценных природных ресурсов, проживанием там определенных категорий населения — малочисленных народов, например. Земли, на которых расположены особые экономические зоны (инновационный центр «Сколково» и др.), имеют особый правовой режим).
В земельном праве применяются особые правовые инструменты регулирования земельных отношений. Возникает необходимость конкретизации правового режим земель, которые находятся в составе соответствующей категории земель, в отдельных случаях нужно определить внутреннюю структуру категории земель, например, земель населенных пунктов. Для этого используются такие правовые инструменты, как градостроительное зонирование. На некоторых землях особо охраняемых природных территорий проводится функциональное зонирование.
(!) В отношении каждого конкретного земельного участка в зависимости от того, к какой категории земель, к какому виду земель данной категории он относится, должен быть установлен правовой режим. Для этого определяется разрешенное использование земельного участка или его конкретное целевое назначение.
Источник